Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ИСТОРИЯ № 1, 2004 О. Г. Вронский КРЕСТЬЯНСКИЙ «МИР» ВУСЛОВИЯХ ВСЕРОССИЙСКОЙ СМУТЫ 1905 - 1907 гг.: РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ ИЛИ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ?* К 100-летию первойрусскойреволюции «Великими потрясениями», исходя из контекста знаменитой заключительной фразы выступления П. А. Столыпина в Думе 10 мая 1907 г., в российской исто риографии и публицистике принято назы вать революции. В действительности же в полосу великих потрясений Россия всту пила в 1902 г.,' когда массовые аграрные беспорядки в южных губерниях стали зло вещей увертюрой революционной смуты 1905-1907 гг. Однако и третьеиюньский политический режим не только не стал па нацеей от «великих потрясений», но и сам был вынужден инициировать их - ведь чем как не великим потрясением для русской деревни стал радикальный слом традици онного общинного уклада в ходе столы пинской аграрной реформы? Пятнадцать лет (1902-1917 гг.) вместили в себя две войны с участием России, два всплеска ре форматорской активности властей, персо нифицированные фигурами создателя «ре жима 17 октября» - С. Витте и лидера «режима 3 июня» - П. Столыпина, две ре волюции, одна из которых подточила, а другая —сокрушила монархическую госу дарственность. Эти годы по праву можно считать го дами расплаты - расплаты не только цариз ма, но и всего народа России за века несво боды, за десятилетия приверженности иллюзорным ценностям «благодетельного уклада, составляющего суть нашей само бытности», за упущенную властями на ру беже 80-90-х годов XIX в. возможность вступить на путь либерально-консерва тивных реформ, которые тогда могли стать реальной альтернативой революций. И центральным конфликтом, пред определившим катастрофическое для Рос сии развитие событий, был конфликт веч ных «заклятых друзей» - общинного крестьянства и государственной власти. Столкнувшись с суровыми вызовами вре мени (внешнеполитическим, военным, экономическим, социальным, духовным), монархия запоздало, вынужденно, не все гда последовательно, но вполне опреде ленно встала на путь модернизации, вклю чая и самореформирование. Но именно на этом пути ее ожидало столкновение со вторым исполином российского историче ского процесса - общиной, для которой буржуазная трансформация государствен ной власти была смерти подобна, ведь ни что так не разрушает институты традици онного общества, как внедрение в их жизненную среду начал свободы, собст венности, гражданского правопорядка. «Вот уже почти сорок лет как во прос: быть или не быть общине?, необхо димо вставший при раскрепощении кре стьян, висит над Россией», - писал в начале XX в. К. Р. Качоровский '. Действительно, одним из наиболее дискуссионных вопросов, разделивших и общество, и представителей власти, стал вопрос о судьбе крестьянского «мира», получивший развернутое освещение в научной литературе. В русском образо ванном обществе преобладало преклоне ние перед общиной, питаемое не только ’Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант№04-01-71002а/Ц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=