Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ИСТОРИЯ № 1,2004 народа, соседних держав и мира в целом в прошлом и настоящем. В отечественной традиции историо графических исследований «учебно национальный» ракурс развития историче ской науки практически не изучался, но в зарубежной научной литературе этим сю жетам в последние десятилетия уделяется значительное внимание. В 1992 г. вышел русский перевод книги Марка Ферро, в которой французский историк предпринял смелую попытку показать современные проблемы национального сознания и на циональной историографии сквозь призму «детской истории» 10. Из-под его пера вы шло блестящее эссе, способное захватить внимание даже неспециалиста. Однако как всякое эссе, эта книга богаче вопросами и яркими характеристиками, нежели аргу ментированными ответами. К тому же, стремясь уйти от европоцентризма, Ферро основное внимание сосредоточил на стра нах Африки, Китае, Японии, Индии, США. В результате получилась широкая панора ма, намеченная, правда, лишь штрихами. Однако многочисленные переводы книги Ферро на иностранные языки безошибочно свидетельствуют об актуальности ее про блематики. Само появление книги французского историка, который не проводил самостоя тельного исследования, а лишь обобщил работы других ученых, стало возможным именно потому, что зарубежная историогра фия по степени разработанности этих про блем выгодно отличается отроссийской. Наряду с крупными сочинениями по теории и истории национализма, сущест вует значительный корпус работ, посвя щенных формированию и развитию иден тичности и исторического сознания посредством системы образования и при участии академической науки, причем ав торы данных работ обращаются не только к современности, но и к развитию этих яв лений в прошлом. Современные исследо ватели изучают становление и развитие таких феноменов, как коллективная па мять, национальное самосознание, мифы и стереотипы исторического сознания, фор мирование и кризис идентичности, роль интеллектуальных элит в создании истори ческих традиций. Яркими примерами по добного подхода являются сочинения Ю. Вебера, JI. Колли, JI. Гринфелд, Э. Хобсбаума — авторов, которые, иссле дуя развитие национального сознания, большое внимание уделяют и формирова нию и распространению исторических символов и ценностей ". В последние годы появился также значительный корпус работ, посвященных непосредственно рассмотрению сложных процессов взаимного переплетения школь ного образования, национализма, истори ческой науки и исторического сознания. Приведем лишь несколько примеров. Сте фан Харп в своей книге исследует процесс «национализации» школы в Эльзасе и Лота рингии на протяжении 1850—1940 гг. и. Если мы вспомним, что этот регион находился в зоне культурно-политического соперниче ства Германии иФранции и на протяжении указанного периода несколько раз менял «хозяев», станет ясным, насколько остро стояла здесь задача формирования иден тичности посредством школьного образо вания. Харп подробно анализирует инст рументы и способы, к которым прибегали противоборствующие стороны для того, чтобы офранцузить или онемечить регион; анализирует соперничающие интерпрета ции истории, предлагавшиеся юношеству, рассматривает вопрос о причинах успехов и провалов на этом пути, о потенциальных и упущенных возможностях. Выдающийся румынский историк Лукиан Бойя в недавно написанной моно графии дает глубокий анализ взаимоотно шений между трудами академической кор порации, развивающимся национализмом и сферой образования в Румынии в XIX- XX вв. 13. Аналогичным сюжетам, но при менительно к Юго-Восточной Европе, по священа коллективная монография под редакцией немецкого историка Вольфганга Хепкена. А Чарлз Джелавич в своей книге раскрыл взаимосвязь исторической науки, учебников и формирования национальной идентичности у южных славян в XIX - на чале XX в. и. Блестящий анализ конструк тов национального сознания, в том числе и его исторической составляющей, провели французские историки в трехтомном изда нии «Достояния памяти», вышедшем под редакцией Пьера Нора |5. В нем огромный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=