Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ИСТОРИЯ № 1,2004 народа, соседних держав и мира в целом в прошлом и настоящем. В отечественной традиции историо­ графических исследований «учебно­ национальный» ракурс развития историче­ ской науки практически не изучался, но в зарубежной научной литературе этим сю­ жетам в последние десятилетия уделяется значительное внимание. В 1992 г. вышел русский перевод книги Марка Ферро, в которой французский историк предпринял смелую попытку показать современные проблемы национального сознания и на­ циональной историографии сквозь призму «детской истории» 10. Из-под его пера вы­ шло блестящее эссе, способное захватить внимание даже неспециалиста. Однако как всякое эссе, эта книга богаче вопросами и яркими характеристиками, нежели аргу­ ментированными ответами. К тому же, стремясь уйти от европоцентризма, Ферро основное внимание сосредоточил на стра­ нах Африки, Китае, Японии, Индии, США. В результате получилась широкая панора­ ма, намеченная, правда, лишь штрихами. Однако многочисленные переводы книги Ферро на иностранные языки безошибочно свидетельствуют об актуальности ее про­ блематики. Само появление книги французского историка, который не проводил самостоя­ тельного исследования, а лишь обобщил работы других ученых, стало возможным именно потому, что зарубежная историогра­ фия по степени разработанности этих про­ блем выгодно отличается отроссийской. Наряду с крупными сочинениями по теории и истории национализма, сущест­ вует значительный корпус работ, посвя­ щенных формированию и развитию иден­ тичности и исторического сознания посредством системы образования и при участии академической науки, причем ав­ торы данных работ обращаются не только к современности, но и к развитию этих яв­ лений в прошлом. Современные исследо­ ватели изучают становление и развитие таких феноменов, как коллективная па­ мять, национальное самосознание, мифы и стереотипы исторического сознания, фор­ мирование и кризис идентичности, роль интеллектуальных элит в создании истори­ ческих традиций. Яркими примерами по­ добного подхода являются сочинения Ю. Вебера, JI. Колли, JI. Гринфелд, Э. Хобсбаума — авторов, которые, иссле­ дуя развитие национального сознания, большое внимание уделяют и формирова­ нию и распространению исторических символов и ценностей ". В последние годы появился также значительный корпус работ, посвященных непосредственно рассмотрению сложных процессов взаимного переплетения школь­ ного образования, национализма, истори­ ческой науки и исторического сознания. Приведем лишь несколько примеров. Сте­ фан Харп в своей книге исследует процесс «национализации» школы в Эльзасе и Лота­ рингии на протяжении 1850—1940 гг. и. Если мы вспомним, что этот регион находился в зоне культурно-политического соперниче­ ства Германии иФранции и на протяжении указанного периода несколько раз менял «хозяев», станет ясным, насколько остро стояла здесь задача формирования иден­ тичности посредством школьного образо­ вания. Харп подробно анализирует инст­ рументы и способы, к которым прибегали противоборствующие стороны для того, чтобы офранцузить или онемечить регион; анализирует соперничающие интерпрета­ ции истории, предлагавшиеся юношеству, рассматривает вопрос о причинах успехов и провалов на этом пути, о потенциальных и упущенных возможностях. Выдающийся румынский историк Лукиан Бойя в недавно написанной моно­ графии дает глубокий анализ взаимоотно­ шений между трудами академической кор­ порации, развивающимся национализмом и сферой образования в Румынии в XIX- XX вв. 13. Аналогичным сюжетам, но при­ менительно к Юго-Восточной Европе, по­ священа коллективная монография под редакцией немецкого историка Вольфганга Хепкена. А Чарлз Джелавич в своей книге раскрыл взаимосвязь исторической науки, учебников и формирования национальной идентичности у южных славян в XIX - на­ чале XX в. и. Блестящий анализ конструк­ тов национального сознания, в том числе и его исторической составляющей, провели французские историки в трехтомном изда­ нии «Достояния памяти», вышедшем под редакцией Пьера Нора |5. В нем огромный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=