Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Именно с признанием факта, что «нация» связана с «сознанием», в совре­ менной отечественной науке появилась категория «национальной идентичности». Термин этот относительно нов и необычен, хотя уже имеется в словарях, что обычно является признаком вхождения категории в научный аппарат 7. Связь проблемы учеб­ но-исторической литературы с формирова­ нием национальной идентичности являет­ ся, на наш взгляд, очевидной, ибо историческое знание и система образова­ ния выступают в качестве необходимых факторов и компонентов складывания на­ ции. Все исследователи национализма раз­ деляют мнение, что осознание общности прошлого, выработка исторического об­ раза своего народа и актуализация истори­ ческой памяти являются неизменными спутниками формирования национального сознания. Само появление феномена «на­ циональной историографии», которое в значительной степени определяло развитие европейской исторической науки XIX века, невозможно понять без учета этого факто­ ра. В данном случае мы употребляем тер­ мин «национальная историография» от­ нюдь не как синоним националистической интерпретации истории; он просто призван подчеркнуть перелом в видении истории, который произошел в конце XVIII в. Исследователи часто говорят о «кос­ мополитизме» интеллектуального климата эпохи Просвещения; и эта характеристика действительно отражает некие черты, ко­ торые проявлялись в сознании и в истори­ ческих сочинениях просветителей. Видя в разуме движущую силу прогресса и считая его общим свойством человеческой приро­ ды как таковой, они и в историческом раз­ витии стремились выявить общие начала, свойственные разным странам, эпохам и народам. После потрясений Великой фран­ цузской революции и наполеоновских войн формируется новый подход к осмыслению задач исторического знания: понять, что на­ зывается, особость страны, эпохи, народа. Недаром именно XIX век стал веком появле­ ния многотомных национальных историй (Маколей, Мишле, фон Роггек, Карамзин, Соловьев). Помимо осмысления своей истори­ ческой индивидуальности формирующим­ ся нациям требовались новые интеллекту­ альные конструкты, которые бы выражали определенные ценности: общую историче­ скую традицию, дух народа, единство перед лицом врага, коллективную память и т. п. В выработке этих конструктов всегда и везде активную роль играла историческая наука. Но затем вставала вторая задача - их распространение. И здесь приоритет принадлежал системе образования. Под­ черкивая важность этого фактора, Э. Смит даже утверждал, что «нация становится массовым образовательным учреждени­ ем» 8. Конечно, работали и другие каналы распространения национального видения мира и соответствующего исторического сознания. Однако система образования иг­ рала в этих процессах, по мнению Э. Геллнера, первую скрипку, тем более что в XIX в. она приобрела совершенно новый характер, превратившись в унифициро­ ванную систему массового общего образования, предшествующего профес­ сиональному 9. Система была настолько дорогостоящей и гигантской, что только государство могло взять на себя расходы по ее содержанию. Неизбежным следстви­ ем функционирования системы образова­ ния становилась растущая культурная од­ нородность общества, тем более что задача достижения такой однородности в большей или меньшей степени осознавалась наибо­ лее дальновидными общественными и го­ сударственными деятелями. Этот «учебно­ национальный импульс» окрашивал созна­ ние и поступки людей в разных странах: В. Гумбольдта и И. Фихте в Германии, Ф. Гизо во Франции, Н. Вебстера в Амери­ ке, С. Уварова в России. Складывающееся национальное соз­ нание находило свое воплощение в раз­ личных формах, но обязательной точкой его проявления становились исторические сочинения. Каждая национальная историо­ графия пыталась осмыслить единство ис­ торической судьбы своего народа, под­ черкнуть уникальность «народного духа» и на языке исторической науки ответить на вопрос: «Что есть Россия?.. Франция?.. Германия?.. Польша?». Концепции, рож­ денные в кабинетах исследователей, пере­ текали на страницы учебников, формируя в сознании новых поколений образ своего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=