Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Именно с признанием факта, что «нация» связана с «сознанием», в совре менной отечественной науке появилась категория «национальной идентичности». Термин этот относительно нов и необычен, хотя уже имеется в словарях, что обычно является признаком вхождения категории в научный аппарат 7. Связь проблемы учеб но-исторической литературы с формирова нием национальной идентичности являет ся, на наш взгляд, очевидной, ибо историческое знание и система образова ния выступают в качестве необходимых факторов и компонентов складывания на ции. Все исследователи национализма раз деляют мнение, что осознание общности прошлого, выработка исторического об раза своего народа и актуализация истори ческой памяти являются неизменными спутниками формирования национального сознания. Само появление феномена «на циональной историографии», которое в значительной степени определяло развитие европейской исторической науки XIX века, невозможно понять без учета этого факто ра. В данном случае мы употребляем тер мин «национальная историография» от нюдь не как синоним националистической интерпретации истории; он просто призван подчеркнуть перелом в видении истории, который произошел в конце XVIII в. Исследователи часто говорят о «кос мополитизме» интеллектуального климата эпохи Просвещения; и эта характеристика действительно отражает некие черты, ко торые проявлялись в сознании и в истори ческих сочинениях просветителей. Видя в разуме движущую силу прогресса и считая его общим свойством человеческой приро ды как таковой, они и в историческом раз витии стремились выявить общие начала, свойственные разным странам, эпохам и народам. После потрясений Великой фран цузской революции и наполеоновских войн формируется новый подход к осмыслению задач исторического знания: понять, что на зывается, особость страны, эпохи, народа. Недаром именно XIX век стал веком появле ния многотомных национальных историй (Маколей, Мишле, фон Роггек, Карамзин, Соловьев). Помимо осмысления своей истори ческой индивидуальности формирующим ся нациям требовались новые интеллекту альные конструкты, которые бы выражали определенные ценности: общую историче скую традицию, дух народа, единство перед лицом врага, коллективную память и т. п. В выработке этих конструктов всегда и везде активную роль играла историческая наука. Но затем вставала вторая задача - их распространение. И здесь приоритет принадлежал системе образования. Под черкивая важность этого фактора, Э. Смит даже утверждал, что «нация становится массовым образовательным учреждени ем» 8. Конечно, работали и другие каналы распространения национального видения мира и соответствующего исторического сознания. Однако система образования иг рала в этих процессах, по мнению Э. Геллнера, первую скрипку, тем более что в XIX в. она приобрела совершенно новый характер, превратившись в унифициро ванную систему массового общего образования, предшествующего профес сиональному 9. Система была настолько дорогостоящей и гигантской, что только государство могло взять на себя расходы по ее содержанию. Неизбежным следстви ем функционирования системы образова ния становилась растущая культурная од нородность общества, тем более что задача достижения такой однородности в большей или меньшей степени осознавалась наибо лее дальновидными общественными и го сударственными деятелями. Этот «учебно национальный импульс» окрашивал созна ние и поступки людей в разных странах: В. Гумбольдта и И. Фихте в Германии, Ф. Гизо во Франции, Н. Вебстера в Амери ке, С. Уварова в России. Складывающееся национальное соз нание находило свое воплощение в раз личных формах, но обязательной точкой его проявления становились исторические сочинения. Каждая национальная историо графия пыталась осмыслить единство ис торической судьбы своего народа, под черкнуть уникальность «народного духа» и на языке исторической науки ответить на вопрос: «Что есть Россия?.. Франция?.. Германия?.. Польша?». Концепции, рож денные в кабинетах исследователей, пере текали на страницы учебников, формируя в сознании новых поколений образ своего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=