Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ИСТОРИЯ № 1,2004 ческой критики. В духе позитивистского мышления своего века Ренан считал про­ тивоестественным союз науки и мифа: «Историческое заблуждение является од­ ним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследо­ ваний часто представляет опасность для национальности» . Правда, и он все-таки написал «часто», а не «всегда». Наш со­ временник, известный английский историк Эрик Хобсбаум, смотрит на проблему по- другому: «Мы, историки, в отношении на­ ционализма играем ту же роль, что и по­ ставщики мака в производстве героина; мы предоставляем рынку необходимое сы­ рье» 5. Ничего удивительного в различии этих позиций нет. Ученые XIX в. были уверены, что главное назначение истории - доставлять рациональные объективные знания о прошлом; сегодня ореол «объек­ тивности» сильно потускнел. Ренана и Хобсбаума разделяет сто лет, в течение которых в стиле мышления историков произошли кардинальные изменения: в XIX в. они были уверены, что открывают истины, в конце XX в. - претендуют лишь на интерпретации. До недавнего времени в отечествен­ ной историографии проблема становления и развития национального сознания и той роли, которую в этом процессе играют ис­ торические представления, не изучалась. Вплоть до конца 1980-х годов тема воз­ никновения и развития национализма в советской исторической науке была табуи­ рована, что выражалось даже в отчетливой негативной смысловой окраске самого термина. В противоположность таким ней­ тральным категориям, как «война», «фео­ дализм», «индустриальный», «национа­ лизм» принадлежал к отрицательным терминам. В этом случае в языке создают­ ся парные понятия, которые фактически описывают одни и те же явления, но имеют противоположный оценочный оттенок (на­ пример, «разведчик» и «шпион»). В случае с национализмом таким парным понятием выступал «патриотизм». Лишь в последние годы, с появлением работ, в которых нации и национализм стали выступать в качестве аналитических категорий ценностно­ нейтрального характера, положение начало изменяться6. Необходимо отметить, что формирование этого направления в отече­ ственной исторической литературе опира­ ется на обширный комплекс работ, поя­ вившихся в зарубежной историографии за последние 20-30 лет. Именно как аналитиче­ ская категория «национализм» употребляет­ ся и в данной статье, обозначая особый тип мировосприятия, формирующийся в связи с образованием национальных государств. В XIX столетии они вступают в соперни­ чество с другими формами организации общества - империей, федерацией, горо­ дом-государством, на практике доказывая свои преимущества и ^большую эффектив­ ность в достижении высокого чувства общности и солидарности. Всех исследователей данной про­ блематики можно условно разделить на три группы: приверженцев «примордиа- лизма», «модернизма» и теории «этниче­ ского продолжения». Первые (Д. Бэлл, X. Исаак, У. Коннор и др.) настаивают на существовании наций в течение долгого времени и связывают их зарождение с эт­ ническими процессами. «Модернисты» же (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и др.), напротив, считают нации сравнитель­ но поздним феноменом, сформировавшим­ ся лишь в индустриальную эпоху. Для «модернистов» нация является совокупно­ стью людей, не столько обладающих язы­ ковым или этническим единством, сколько считающих себя принадлежащими к осо­ бому «воображаемому сообществу». В 1990-е годы некоторые крайности пози­ ции «модернистов» были смягчены в ком­ промиссной теории «этнического продол­ жения» (Э. Смит, Дж. Армстронг и др.). Энтони Смит и его сторонники отрицают версию «изначального» существования наций, хотя и признают важность этниче­ ского элемента. При этом решающую роль в процессе формирования наций они отводят складыванию национального самосознания, самые ранние проявления которого относят лишь к концу XVII сто­ летия. На наш взгляд, подходы «модер­ нистов» являются наиболее глубокими в плане построения теоретических моделей развития национализма, хотя «компро­ миссное» направление представляется более убедительным в конкретно-истори­ ческих построениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=