Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ИСТОРИЯ № 1,2004 ческой критики. В духе позитивистского мышления своего века Ренан считал про тивоестественным союз науки и мифа: «Историческое заблуждение является од ним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследо ваний часто представляет опасность для национальности» . Правда, и он все-таки написал «часто», а не «всегда». Наш со временник, известный английский историк Эрик Хобсбаум, смотрит на проблему по- другому: «Мы, историки, в отношении на ционализма играем ту же роль, что и по ставщики мака в производстве героина; мы предоставляем рынку необходимое сы рье» 5. Ничего удивительного в различии этих позиций нет. Ученые XIX в. были уверены, что главное назначение истории - доставлять рациональные объективные знания о прошлом; сегодня ореол «объек тивности» сильно потускнел. Ренана и Хобсбаума разделяет сто лет, в течение которых в стиле мышления историков произошли кардинальные изменения: в XIX в. они были уверены, что открывают истины, в конце XX в. - претендуют лишь на интерпретации. До недавнего времени в отечествен ной историографии проблема становления и развития национального сознания и той роли, которую в этом процессе играют ис торические представления, не изучалась. Вплоть до конца 1980-х годов тема воз никновения и развития национализма в советской исторической науке была табуи рована, что выражалось даже в отчетливой негативной смысловой окраске самого термина. В противоположность таким ней тральным категориям, как «война», «фео дализм», «индустриальный», «национа лизм» принадлежал к отрицательным терминам. В этом случае в языке создают ся парные понятия, которые фактически описывают одни и те же явления, но имеют противоположный оценочный оттенок (на пример, «разведчик» и «шпион»). В случае с национализмом таким парным понятием выступал «патриотизм». Лишь в последние годы, с появлением работ, в которых нации и национализм стали выступать в качестве аналитических категорий ценностно нейтрального характера, положение начало изменяться6. Необходимо отметить, что формирование этого направления в отече ственной исторической литературе опира ется на обширный комплекс работ, поя вившихся в зарубежной историографии за последние 20-30 лет. Именно как аналитиче ская категория «национализм» употребляет ся и в данной статье, обозначая особый тип мировосприятия, формирующийся в связи с образованием национальных государств. В XIX столетии они вступают в соперни чество с другими формами организации общества - империей, федерацией, горо дом-государством, на практике доказывая свои преимущества и ^большую эффектив ность в достижении высокого чувства общности и солидарности. Всех исследователей данной про блематики можно условно разделить на три группы: приверженцев «примордиа- лизма», «модернизма» и теории «этниче ского продолжения». Первые (Д. Бэлл, X. Исаак, У. Коннор и др.) настаивают на существовании наций в течение долгого времени и связывают их зарождение с эт ническими процессами. «Модернисты» же (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и др.), напротив, считают нации сравнитель но поздним феноменом, сформировавшим ся лишь в индустриальную эпоху. Для «модернистов» нация является совокупно стью людей, не столько обладающих язы ковым или этническим единством, сколько считающих себя принадлежащими к осо бому «воображаемому сообществу». В 1990-е годы некоторые крайности пози ции «модернистов» были смягчены в ком промиссной теории «этнического продол жения» (Э. Смит, Дж. Армстронг и др.). Энтони Смит и его сторонники отрицают версию «изначального» существования наций, хотя и признают важность этниче ского элемента. При этом решающую роль в процессе формирования наций они отводят складыванию национального самосознания, самые ранние проявления которого относят лишь к концу XVII сто летия. На наш взгляд, подходы «модер нистов» являются наиболее глубокими в плане построения теоретических моделей развития национализма, хотя «компро миссное» направление представляется более убедительным в конкретно-истори ческих построениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=