Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

и СТОРИЯ Т. А. Володина ИСТОРИЯ ИНАЦИОНАЛИЗМ В «Письмах русского путешествен­ ника» Н. М. Карамзин познакомил рус­ скую публику с анекдотом времен фран­ цузской революции. «В одной деревеньке близ Парижа, - писал он, - крестьяне оста­ новили молодого, хорошо одетого челове­ ка и требовали, чтобы он кричал с ними: vive la nation! да здравствует нация! Моло­ дой человек исполнил их волю; махал шляпою и кричал: vive la nation! Хорошо! хорошо! сказали они: мы довольны. Ты добрый француз; ступай куда хочешь. Нет, постой: изъясни нам прежде, что такое... нация?» . В этом эпизоде чувствуется ироническая усмешка дворянина, усвоив­ шего дух космополитического Просвеще­ ния, над темным простонародьем, претен­ дующим на звание нации. Через сто лет французский ученый Эрнест Ренан прочтет в Сорбонне знаме­ нитую лекцию, с которой часто связывают начало теоретического осмысления нацио­ нализма. Под университетскими сводами из уст известного историка прозвучало: “Qu’est се que c’est une nation?” - Как буд­ то эхо повторило бесхитростный вопрос крестьян революционной эпохи. Пытаясь понять феномен нации, Ре­ нан задавался простыми на вид вопросами: «Почему Швейцария с ее тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь одно­ родная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация?»2. Со времен этой лекции историки далеко продвину­ лись по пути изучения национализма, но однозначных ответов на «простенькие» вопросы Ренана по-прежнему не существу­ ет. С точки зрения французского историка, ни язык, ни религия, ни этническая при­ надлежность, ни экономика не являются главными и исчерпывающими факторами формирования нации, хотя, безусловно, они играют определенную роль в этом процессе. Нацию, по Ренану, формируют две обязательные черты - общее прошлое и общее будущее. Причем это общее про­ шлое и будущее (разделяемые воспомина­ ния и разделяемое желание жить вместе) должны сформироваться прежде всего в сознании людей. Признавая приоритетную роль за субъективным фактором, Ренан выступал своеобразным предшественни­ ком доминирующего ныне понимания на­ ции как «воображенного сообщества» 3. Среди ученых, занимающихся про­ блемами национализма, существует мно­ жество разногласий по поводу факторов, запускающих механизм формирования на­ ционального сознания, однако все они, как и Ренан, отмечают огромную роль в нем «общего прошлого» - исторических зна­ ний и представлений. Если же историче­ ское сознание столь важно для становле­ ния нации, то неизбежно встает вопрос о соотношении профессиональной деятель­ ности историков и национализма. Ренан считал, что те исторические представления, которые играют роль в формировании национального сознания, и те истины, которые формулирует историк в результате исследовательской работы, по сути своей противоположны. Первые ле­ леют ложные представления и пестуют предубеждения, вторые же разрушают эти мифы при помощи острого лезвия истори

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=