Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
и СТОРИЯ Т. А. Володина ИСТОРИЯ ИНАЦИОНАЛИЗМ В «Письмах русского путешествен ника» Н. М. Карамзин познакомил рус скую публику с анекдотом времен фран цузской революции. «В одной деревеньке близ Парижа, - писал он, - крестьяне оста новили молодого, хорошо одетого челове ка и требовали, чтобы он кричал с ними: vive la nation! да здравствует нация! Моло дой человек исполнил их волю; махал шляпою и кричал: vive la nation! Хорошо! хорошо! сказали они: мы довольны. Ты добрый француз; ступай куда хочешь. Нет, постой: изъясни нам прежде, что такое... нация?» . В этом эпизоде чувствуется ироническая усмешка дворянина, усвоив шего дух космополитического Просвеще ния, над темным простонародьем, претен дующим на звание нации. Через сто лет французский ученый Эрнест Ренан прочтет в Сорбонне знаме нитую лекцию, с которой часто связывают начало теоретического осмысления нацио нализма. Под университетскими сводами из уст известного историка прозвучало: “Qu’est се que c’est une nation?” - Как буд то эхо повторило бесхитростный вопрос крестьян революционной эпохи. Пытаясь понять феномен нации, Ре нан задавался простыми на вид вопросами: «Почему Швейцария с ее тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь одно родная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация?»2. Со времен этой лекции историки далеко продвину лись по пути изучения национализма, но однозначных ответов на «простенькие» вопросы Ренана по-прежнему не существу ет. С точки зрения французского историка, ни язык, ни религия, ни этническая при надлежность, ни экономика не являются главными и исчерпывающими факторами формирования нации, хотя, безусловно, они играют определенную роль в этом процессе. Нацию, по Ренану, формируют две обязательные черты - общее прошлое и общее будущее. Причем это общее про шлое и будущее (разделяемые воспомина ния и разделяемое желание жить вместе) должны сформироваться прежде всего в сознании людей. Признавая приоритетную роль за субъективным фактором, Ренан выступал своеобразным предшественни ком доминирующего ныне понимания на ции как «воображенного сообщества» 3. Среди ученых, занимающихся про блемами национализма, существует мно жество разногласий по поводу факторов, запускающих механизм формирования на ционального сознания, однако все они, как и Ренан, отмечают огромную роль в нем «общего прошлого» - исторических зна ний и представлений. Если же историче ское сознание столь важно для становле ния нации, то неизбежно встает вопрос о соотношении профессиональной деятель ности историков и национализма. Ренан считал, что те исторические представления, которые играют роль в формировании национального сознания, и те истины, которые формулирует историк в результате исследовательской работы, по сути своей противоположны. Первые ле леют ложные представления и пестуют предубеждения, вторые же разрушают эти мифы при помощи острого лезвия истори
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=