Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ПЕДАГОГИКА № 1,2004 в регионе, разработкой совместных про грамм и признанием ученых степеней и зва ний, связью политики интернационализации с Болонским процессом и его последствиями для интернационализации. Для Северной Америки тоже будут важны гарантии каче ства образования в международном кон тексте, а также развитие международных научных исследований. Азиатский регион иЛатинская Америка продолжат развитие сотрудничества через академическую мо бильность и исследования, а также увеличат финансирование процесса интернационали зации образования. Африка займется разра боткой интернационализированных учеб ных планов, упрочением международных академических связей и сотрудничества. Общими же проблемами интернационализа ции образования для всех регионов останут ся академические стандарты и аккредитация, признание квалификаций, степеней и званий, разработка вузовских, национальных и меж дународных программ финансирования, утечка мозгов, права на интеллектуальную собственность, культурное многообразие, безопасность, визовый режим и т. д. Подвести определенный итог нашего исследования, да и, пожалуй, определенно го временного промежутка процесса ин тернационализации, позволят следующие выводы: 1. Мобильность студентов и препо давателей является самой главной причи ной и самым быстроразвивающимся аспек том интернационализации, что дает все основания считать ее приоритетным направ лением внутривузовского, национального и регионального развития образования. 2. Развитие студентов, сотрудников и преподавателей, академические стандарты и гарантия качества, объединение совмест ных усилий в научно-исследовательской работе оцениваются как три наиболее важ ных результата интернационализации. 3. Профессорско-преподавательский состав рассматривается в качестве основного локомотива интернационализации, более активной силы, по сравнению с администра тивными работниками истудентами. 4. Логические обоснования, связан ные с соображениями академической целе сообразности интернационализации, оце ниваются выше, чем те, которые связаны с соображениями политической или эко номической выгоды. 5. Внутрирегиональное сотрудниче ство является самым приоритетным для Европы, Африки и Азии. Более того, Евро па является наиболее благоприятным ре гионом для сотрудничества. 6. Лишь половина вузов, взявших на вооружение стратегию интернационализа ции, располагает достаточными финансо выми ресурсами и соответствующей системой контроля для осуществления данного процесса. 7. Самый большой риск, который представляет собой интернационализа ция, - это утечка мозгов и потеря культур ной индивидуальности. 8. Самым главным препятствием на пути интернационализации считается не хватка финансовой поддержки учебным заведениям. 9. В число вопросов, требующих внимания, входят сотрудничество в разви тии, гарантия качества, финансирование и сотрудничество в научно-исследователь ской деятельности. Мы надеемся, что благодаря инфор мации и результатам данного исследования все заинтересованные лица получат инст румент для пропаганды и развития на ву зовском, национальном и международном уровнях своих учебно-научных достижений. Однако это зависит от способностей и желания отдельно взятого подразделения заниматься систематическим сбором и ана лизом данных, с последующим их распро странением. Анкета МАУ размещена на сайте Управления международного со трудничества, и мы надеемся, что участие кафедр и факультетов в ее заполнении позволит получить более детальную ин формацию о состоянии и перспективах ин тернационализации образования в нашем вузе и путях совершенствования данного процесса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=