Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1,2004 в регионе, разработкой совместных про­ грамм и признанием ученых степеней и зва­ ний, связью политики интернационализации с Болонским процессом и его последствиями для интернационализации. Для Северной Америки тоже будут важны гарантии каче­ ства образования в международном кон­ тексте, а также развитие международных научных исследований. Азиатский регион иЛатинская Америка продолжат развитие сотрудничества через академическую мо­ бильность и исследования, а также увеличат финансирование процесса интернационали­ зации образования. Африка займется разра­ боткой интернационализированных учеб­ ных планов, упрочением международных академических связей и сотрудничества. Общими же проблемами интернационализа­ ции образования для всех регионов останут­ ся академические стандарты и аккредитация, признание квалификаций, степеней и званий, разработка вузовских, национальных и меж­ дународных программ финансирования, утечка мозгов, права на интеллектуальную собственность, культурное многообразие, безопасность, визовый режим и т. д. Подвести определенный итог нашего исследования, да и, пожалуй, определенно­ го временного промежутка процесса ин­ тернационализации, позволят следующие выводы: 1. Мобильность студентов и препо­ давателей является самой главной причи­ ной и самым быстроразвивающимся аспек­ том интернационализации, что дает все основания считать ее приоритетным направ­ лением внутривузовского, национального и регионального развития образования. 2. Развитие студентов, сотрудников и преподавателей, академические стандарты и гарантия качества, объединение совмест­ ных усилий в научно-исследовательской работе оцениваются как три наиболее важ­ ных результата интернационализации. 3. Профессорско-преподавательский состав рассматривается в качестве основного локомотива интернационализации, более активной силы, по сравнению с администра­ тивными работниками истудентами. 4. Логические обоснования, связан­ ные с соображениями академической целе­ сообразности интернационализации, оце­ ниваются выше, чем те, которые связаны с соображениями политической или эко­ номической выгоды. 5. Внутрирегиональное сотрудниче­ ство является самым приоритетным для Европы, Африки и Азии. Более того, Евро­ па является наиболее благоприятным ре­ гионом для сотрудничества. 6. Лишь половина вузов, взявших на вооружение стратегию интернационализа­ ции, располагает достаточными финансо­ выми ресурсами и соответствующей системой контроля для осуществления данного процесса. 7. Самый большой риск, который представляет собой интернационализа­ ция, - это утечка мозгов и потеря культур­ ной индивидуальности. 8. Самым главным препятствием на пути интернационализации считается не­ хватка финансовой поддержки учебным заведениям. 9. В число вопросов, требующих внимания, входят сотрудничество в разви­ тии, гарантия качества, финансирование и сотрудничество в научно-исследователь­ ской деятельности. Мы надеемся, что благодаря инфор­ мации и результатам данного исследования все заинтересованные лица получат инст­ румент для пропаганды и развития на ву­ зовском, национальном и международном уровнях своих учебно-научных достижений. Однако это зависит от способностей и желания отдельно взятого подразделения заниматься систематическим сбором и ана­ лизом данных, с последующим их распро­ странением. Анкета МАУ размещена на сайте Управления международного со­ трудничества, и мы надеемся, что участие кафедр и факультетов в ее заполнении позволит получить более детальную ин­ формацию о состоянии и перспективах ин­ тернационализации образования в нашем вузе и путях совершенствования данного процесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=