Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого тогда как Северная Америка опирается на менеджмент и технические науки. Азиат ские и латиноамериканские вузы балан сируют между интересами Европы и Северной Америки, а Африканский континент проявляет особый интерес к международной медицине и информаци онным технологиям, что вполне объяснимо. Однако общий спрос на программы и курсы с интернационально-ориентирован ным содержанием достаточно высок. Более половины респондентов (55 %) отметили повышение спроса, еще 18 % указали на стабильный уровень спроса, менее одного процента отметили его снижение. Особое внимание было уделено осмыс лению вопроса изучения иностранных языков вмеждународном вузовскоммасштабе. И хотя наблюдается повышение спроса на изучение иностранных языков, подтверждаемое растущей мобильностью студентов и профессионалов, этот фактор не был определен в качестве приоритета, преимущества или весьма важного аспекта интернационализации. По всей видимости, данное противоречие объясняется весьма настороженным отношением многих стран и целых регионов к широкомасштабной экспансии английского языка во все сферы деятельности общества и определенными опасениями за сохранение культурного своеобразия. Основными сферами роста интерна ционализации (точнее - наиболее быстро развивающимися ее аспектами) мы назо Проанализировав динамику разви тия процессов интернационализации на предложенном региональном уровне, обобщив все имеющиеся данные и фак ты, мы выявили наиболее приоритетные вем мобильность студентов и профессор ско-преподавательского состава, междуна родное сотрудничество в сфере научных исследований, набор иностранных сту дентов, использование информационно коммуникационных технологий, договоры между учебными заведениями. Тот факт, что академическая мобильность рассмат ривается как самый быстроразвивающийся аспект интернационализации в четырех регионах (Европа, Северная Америка, Азия, Латинская Америка) из шести, обу словлен главной причиной процесса ин тернационализации, указанной нами выше. Среди основных географических приорите тов в области интернационализации образо вания нами были обнаружены определенные закономерности (табл. 1). Очевидно, что для Африки, Азии и Европы собственный регион имеет приоритетное значение при международном образовательном сотруд ничестве. Среди всех лишь Северная Аме рика не считает свой регион в качестве приоритетного для интернационализации, несмотря на большое количество между народных соглашений. Латинская Америка и Ближний Восток ставят внутрирегио нальное сотрудничество на третье место. В обобщенном виде региональные при страстия интернационализации просматри ваются весьма ярко. Наиболее привлека тельными регионами для сотрудничества считаются Европа и Северная Америка, затем следуют Азия, Ближний Восток, Ла тинская Америка иАфрика. сферы развития интернационализации образования в ближайшем будущем. Так, для Европы в ближайшее время будет характерна озабоченность предос тавлением гарантий качества образования Таблица 1 Географические приоритеты Регионы Приоритет№ 1 Приоритет№ 2 Приоритет№ 3 Африка Африка Азия, Европа Северная Америка Азия Азия Европа Северная Америка Европа Европа Северная Америка Азия Латинская Америка Северная Америка Европа Азия, Латинская Америка Ближний Восток Европа Северная Америка Ближний Восток Северная Америка Азия, Европа Ближний Восток Латинская Америка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=