Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1, 2004 ношениям, коммерческий экспорт / импорт или создание филиальных кампусов. Следующим немаловажным фактом является то, что проекты по международ­ ному развитию занимают пятое место, бо­ лее высокое по сравнению с экспортом / импортом коммерческих программ, зани­ мающих девятое место. Изучение степени важности этих ас­ пектов на региональном уровне показало большие различия (рис. 8). Например, только 33 % вузов Африки, по сравнению с 67 % респондентов из Се­ верной Америки и Европы, оценили мобильность студентов как очень важную. Мобильность профессорско-преподава­ тельского состава и международные науч­ ные исследования вузы Африки считают более важными аспектами интернациона­ лизации, а вузы Северной Америки - менее. Респондентов, которые высоко оце­ нивают проектирование по международ­ ному развитию, оказалось больше в Север­ ной Америке и на Ближнем Востоке, а меньше в Азии и Европе. Не менее важный вопрос оказался в центре нашего внимания и затрагивал мобильность студентов. Мы определили три разных подхода к данному вопросу: 1) готовность принять у себя ино­ странных студентов; 2) готовность отправлять своих сту­ дентов в другие страны; 3) взаимный обмен студентами. В целом респонденты отметили рав­ ное значение всех трех подходов. Следует подчеркнуть: в азиатском регионе прояв­ ляют больше интереса к приему студентов, чем к их отправке за границу или взаим­ ному обмену. Здесь необходимо вспомнить о той озабоченности утечкой мозгов, о ко­ торой говорилось выше. По всей видимо­ сти, не все респонденты были предельно искренни при ответе на этот вопрос, стара­ ясь выглядеть более демократичными. Интеграция международного и меж- культурного аспекта в учебную программу являлась для нас ключевым вопросом ин­ тернационализации. Международная со­ ставляющая' содержания учебных про­ грамм и дисциплин была рассмотрена также с позиций общих и региональных тенденций. Нами определены семь наибо­ лее «интернационализированных» дисцип­ лин учебных планов вузов, которые мы расположили в порядке уменьшения часто­ ты их упоминания в анкетах: 1) управленческая деятельность; 2) социальные дисциплины; 3) медицинские дисциплины; 4) искусство и гуманитарныедисциплины; 5) естественные науки; 6) технические дисциплины; 7) информационные технологии. Так, Европа традиционно тяготеет к социально-гуманитарным дисциплинам и именно их рассматривает как основу ин­ тернационализированного учебного плана, 80% 60% 40% 20 % 0 % Африка Азия Европа Латинская Ближний Северная Америка Восток Америка ЦМобильность студентов Ш Исследования ШМобильность профессорско-преподавательского состава □Учебныйплан ■Проекты развития Рис. 8. Процентное соотношение вузов, считающихособо важными пять основныхаспектов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=