Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ПЕДАГОГИКА № 1,2004 100% т 80% 60% 40% 20 % 0 % Африка Азия Европа Латинская Ближний Северная Америка Восток Америка Ш Политика в масштабе всего вуза ИОтдел □ Бюджет ■ Мониторинговая структура Рис. 5. Работамеханизма по выполнениюполитики / стратегии порегионам контролирующий выполнение данной по литики. Европа показала второй результат, достаточно стабильный по всем четырем категориям. Самый маленький процент таких вузов в Африке. Заслуживает внима ние тот факт, что только половина респон дентов из Северной Америки имеют стра тегию, охватывающую весь вуз, и отдел, который полностью контролирует выпол нение данной политики. По нашему мне нию, Северная Америка намеренно выби рает наиболее децентрализованный подход к интернационализации. Анализ главных движущих сил, ка тализаторов процесса интернационализации образования в вузах мира, проведенный нами, проиллюстрирован рисунком 6. Основную потребность в интерна ционализации испытывает профессорско- преподавательский состав. В 25 % вузов такой движущей силой является админист рация. Был также проанализирован вопрос, призванный выяснить, кто демонстрирует наибольшее сопротивление интернациона лизации. Достаточно интересен тот факт, что на него не ответили более 40 % респон дентов, тогда как только 4 % не стали отве чать на вопрос, связанный с движущими силами или катализаторами процесса. По нашему мнению, это связано не столько с отсутствием сопротивления интернациона лизации, сколько с нежеланием респонден тов указывать источник сопротивления, тем самым понижая реноме учебного заве дения (хотя анкеты и были анонимны). Совершенно ясно, что существует множество барьеров на пути успешного и стабильного выполнения политики ин тернационализации. Рисунок 7 помогает рассмотреть наиболее часто упоминаемые препятствия в порядке уменьшения их зна чимости согласно процентному соотноше нию вузов, оценивших эти препятствия как самые важные. Слабая финансовая поддержка ста ла самым значительным фактором. Далее указаны слабая политика для ускорения процесса и конкурирующие между собой приоритеты. Следует отметить, что респонденты привелии другие организационные факторы, которые они считают препятствиями. Мы объединили их в четыре основные позиции: 1) сложности в убеждении деканов и заведующих кафедр в необходимости оказания поддержки интернационализации (Европа); 2) увеличение рабочей нагрузки, в связи с интернационализацией, плохая работа административного персонала на уровне вуза и на уровне кафедр (Европа);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=