Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1,2004 100% т 80% 60% 40% 20 % 0 % Африка Азия Европа Латинская Ближний Северная Америка Восток Америка Ш Политика в масштабе всего вуза ИОтдел □ Бюджет ■ Мониторинговая структура Рис. 5. Работамеханизма по выполнениюполитики / стратегии порегионам контролирующий выполнение данной по­ литики. Европа показала второй результат, достаточно стабильный по всем четырем категориям. Самый маленький процент таких вузов в Африке. Заслуживает внима­ ние тот факт, что только половина респон­ дентов из Северной Америки имеют стра­ тегию, охватывающую весь вуз, и отдел, который полностью контролирует выпол­ нение данной политики. По нашему мне­ нию, Северная Америка намеренно выби­ рает наиболее децентрализованный подход к интернационализации. Анализ главных движущих сил, ка­ тализаторов процесса интернационализации образования в вузах мира, проведенный нами, проиллюстрирован рисунком 6. Основную потребность в интерна­ ционализации испытывает профессорско- преподавательский состав. В 25 % вузов такой движущей силой является админист­ рация. Был также проанализирован вопрос, призванный выяснить, кто демонстрирует наибольшее сопротивление интернациона­ лизации. Достаточно интересен тот факт, что на него не ответили более 40 % респон­ дентов, тогда как только 4 % не стали отве­ чать на вопрос, связанный с движущими силами или катализаторами процесса. По нашему мнению, это связано не столько с отсутствием сопротивления интернациона­ лизации, сколько с нежеланием респонден­ тов указывать источник сопротивления, тем самым понижая реноме учебного заве­ дения (хотя анкеты и были анонимны). Совершенно ясно, что существует множество барьеров на пути успешного и стабильного выполнения политики ин­ тернационализации. Рисунок 7 помогает рассмотреть наиболее часто упоминаемые препятствия в порядке уменьшения их зна­ чимости согласно процентному соотноше­ нию вузов, оценивших эти препятствия как самые важные. Слабая финансовая поддержка ста­ ла самым значительным фактором. Далее указаны слабая политика для ускорения процесса и конкурирующие между собой приоритеты. Следует отметить, что респонденты привелии другие организационные факторы, которые они считают препятствиями. Мы объединили их в четыре основные позиции: 1) сложности в убеждении деканов и заведующих кафедр в необходимости оказания поддержки интернационализации (Европа); 2) увеличение рабочей нагрузки, в связи с интернационализацией, плохая работа административного персонала на уровне вуза и на уровне кафедр (Европа);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=