Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толсто! достаточно красноречивым. Риск утечки мозгов упоминается азиатским регионом значительно реже, чем другими регионами. Европейские респонденты показали малую заинтересованность новыми программами и курсами, которые разрабатываются и предлагаются на английском языке. Их за­ ботит проблема сохранения и развития своих национальных языков как средства обучения и межкультурной коммуникации. Не следует недооценивать аспект культурной осведомленности и своеобра­ зия. В указанных регионах отмечают по­ вышение культуры как одно из основных преимуществ интернационализации, а три региона определили разрушение культур­ ного своеобразия как один из основных рисков интернационализации. Ответы Ла­ тинской Америки в отношении культурной осведомленности и своеобразия были самыми выразительными, страстными и подробными. Поэтому неудивительно, что респонденты из Латинской Америки по­ ставили культурные аспекты на первое ме­ сто как в качестве главного преимущества, так и в качестве главного риска. Увеличение затрат в связи с интер­ национализацией часто упоминалось в качестве фактора, который может по­ дорвать дальнейшие усилия по интегра­ ции международного аспекта в основные функции вузов. Одним из приоритетных в нашем ис­ следовании являлся вопрос, связанный с развитием в вузах политики или страте­ гического плана интернационализации. В целом, 63 % указали, что они имеют та­ кую политику или стратегию, и всего лишь 35 % - нет (3 % не ответили на этот во­ прос). Это положительный признак разви­ тия. Однако также очень важно было знат до какой степени этот план выполняете что он не является простым документе существующим только на бумаге. Для эт го были проанализированы несколько п зиций: охватывает ли данная политика ве вуз или сфокусирована только на одне аспекте интернационализации либо на о ном учебном подразделении. Большое зн чение придавалось наличию в вузе отдел занимающегося контролем над выполн нием данной политики, формировали бюджета для ее выполнения, реально де ствующей мониторинговой структур] обобщающей результаты данной деятел ностц. На рисунке 4 показано процента соотношение вузов, обладающих таковые механизмами по осуществлению интерн ционализации образования. Следует отметить, что эти даннь относятся только к той группе вузе (63 %), которые уже указали на наличе данной стратегии. Отрадно осознавать, чт около двух третей респондентов, уя имеющих свою стратегию интернацион; лизации, указали на то, что она охватыва< весь вуз, и что эти учебные заведет имеют отдел, координирующий и контре лирующий выполнение данной политик] К сожалению, лишь 50 % вузов имек бюджет или мониторинговую структур; необходимые для ее реализации. Результаты регионального анали; вышеуказанных четырех механизмов отс бражают весьма значимые тенденции ш тернациональной образовательной политз ки (рис. 5). В Латинской Америке самый бол! шой процент вузов, где данная стратеги охватывает все учреждение, имеется отде.> 80% 60% 40% 20 % 0 % Интернационализация Ш Весь вуз ЕЗОтдел ■ Бюджет □ Мониторинг Рис. 4. Наличиемеханизмовпо осуществлению политики /стратегии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=