Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толсто! достаточно красноречивым. Риск утечки мозгов упоминается азиатским регионом значительно реже, чем другими регионами. Европейские респонденты показали малую заинтересованность новыми программами и курсами, которые разрабатываются и предлагаются на английском языке. Их за ботит проблема сохранения и развития своих национальных языков как средства обучения и межкультурной коммуникации. Не следует недооценивать аспект культурной осведомленности и своеобра зия. В указанных регионах отмечают по вышение культуры как одно из основных преимуществ интернационализации, а три региона определили разрушение культур ного своеобразия как один из основных рисков интернационализации. Ответы Ла тинской Америки в отношении культурной осведомленности и своеобразия были самыми выразительными, страстными и подробными. Поэтому неудивительно, что респонденты из Латинской Америки по ставили культурные аспекты на первое ме сто как в качестве главного преимущества, так и в качестве главного риска. Увеличение затрат в связи с интер национализацией часто упоминалось в качестве фактора, который может по дорвать дальнейшие усилия по интегра ции международного аспекта в основные функции вузов. Одним из приоритетных в нашем ис следовании являлся вопрос, связанный с развитием в вузах политики или страте гического плана интернационализации. В целом, 63 % указали, что они имеют та кую политику или стратегию, и всего лишь 35 % - нет (3 % не ответили на этот во прос). Это положительный признак разви тия. Однако также очень важно было знат до какой степени этот план выполняете что он не является простым документе существующим только на бумаге. Для эт го были проанализированы несколько п зиций: охватывает ли данная политика ве вуз или сфокусирована только на одне аспекте интернационализации либо на о ном учебном подразделении. Большое зн чение придавалось наличию в вузе отдел занимающегося контролем над выполн нием данной политики, формировали бюджета для ее выполнения, реально де ствующей мониторинговой структур] обобщающей результаты данной деятел ностц. На рисунке 4 показано процента соотношение вузов, обладающих таковые механизмами по осуществлению интерн ционализации образования. Следует отметить, что эти даннь относятся только к той группе вузе (63 %), которые уже указали на наличе данной стратегии. Отрадно осознавать, чт около двух третей респондентов, уя имеющих свою стратегию интернацион; лизации, указали на то, что она охватыва< весь вуз, и что эти учебные заведет имеют отдел, координирующий и контре лирующий выполнение данной политик] К сожалению, лишь 50 % вузов имек бюджет или мониторинговую структур; необходимые для ее реализации. Результаты регионального анали; вышеуказанных четырех механизмов отс бражают весьма значимые тенденции ш тернациональной образовательной политз ки (рис. 5). В Латинской Америке самый бол! шой процент вузов, где данная стратеги охватывает все учреждение, имеется отде.> 80% 60% 40% 20 % 0 % Интернационализация Ш Весь вуз ЕЗОтдел ■ Бюджет □ Мониторинг Рис. 4. Наличиемеханизмовпо осуществлению политики /стратегии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=