Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого 176 вузов из 66 стран мира, заполнивших анкету МАУ (всего была отправлена 621 ан кета). При разработке исследования был использован двухуровневый анализ. Сна чала данные обобщались в совокупной форме от всех респондентов из 66 стран. После этого респонденты были распреде лены на шесть региональных групп, по скольку важно проследить сходства и раз личия на региональном уровне (рис. 1). Следует признать, что для всех рес пондентов характерна международная пер спектива и вовлеченность в процесс интер национализации. Однако явное лидерство европейского региона объяснимо,'понашему мнению, наибольшим количеством вузов - членов ассоциации, а также европейскими образовательными приоритетами, связанны ми с интернационализацией образования, как с наиболее оптимальным инструментом противодействия глобальным катастрофам. Большинство респондентов (73 %) считают, что интернационализация является при оритетным направлением для вузов. Были проанализированы причины, по которым вузы придают большое значе ние интернационализации: 1) межвузовский обмен студентами и преподавателями; 2) сотрудничество в учебной и научно- исследовательской деятельности; 3) академические стандартыи качество; 4) исследовательские проекты; 5)помощьв сотрудничествеиразвитии; 6) разработка учебного плана; 7) международное и межкультурное понимание; 8) продвижение и профиль вуза; 9) диверсификация состава преподава телей и студентов; 10)региональные вопросыиинтеграция; 60% 50% 40% 30% 20 % 10% 0 % 11) набор иностранных студентов; 12) диверсификация будущего поко ления. Анализ логических обоснований тра диционно опирался на четыре общие кате гории: академическую, экономическую, политическую и социокультурную. Пока зательно, что четыре основных причины связаны с академической категорией, вто рая половина списка связана с причинами, которые имеют отношение в основном к экономическим, политическим и социо культурным аспектам интернационализа ции. Ваэщю отметить, что это логические причины вузовского уровня, и они часто отличаются по степени важности от при чин национального уровня. С точки зрения региональной перспективы особенно инте ресно заметить, что респонденты из Европы ставят на приоритетное место продвиже ние и профиль своего вуза. По нашему мнению, это связано с Болонским процес сом, цель которого сделать европейское высшее образование более привлекатель ным и конкурентоспособным по сравне нию с остальныммиром. Мы проанализировали выгоды и риски, связанные с процессом интерна ционализации, и выделили 7 категорий преимуществ и 5 категорий рисков. Вто рой уровень анализа был проведен с целью выявления основных различий между ре гионами. На самом деле, региональные различия оказались весьма резко выражен ными, и поэтому риски и преимущества в регионах разные (1, 2 или 3, причем 1 - самый высокий показатель) (рис. 2 и 3). Если говорить о рисках, то самым часто упоминаемым оказалась утечка мозгов. Респонденты были особенно крас норечивы, когда говорили о вредоносных Африка Азия Европа Ближний Северная Восток Америка ЕЭПосланные анкеты В Полученные анкеты Рис. 1. Распределениереспондентов порегиональным группам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=