Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1,2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого 176 вузов из 66 стран мира, заполнивших анкету МАУ (всего была отправлена 621 ан­ кета). При разработке исследования был использован двухуровневый анализ. Сна­ чала данные обобщались в совокупной форме от всех респондентов из 66 стран. После этого респонденты были распреде­ лены на шесть региональных групп, по­ скольку важно проследить сходства и раз­ личия на региональном уровне (рис. 1). Следует признать, что для всех рес­ пондентов характерна международная пер­ спектива и вовлеченность в процесс интер­ национализации. Однако явное лидерство европейского региона объяснимо,'понашему мнению, наибольшим количеством вузов - членов ассоциации, а также европейскими образовательными приоритетами, связанны­ ми с интернационализацией образования, как с наиболее оптимальным инструментом противодействия глобальным катастрофам. Большинство респондентов (73 %) считают, что интернационализация является при­ оритетным направлением для вузов. Были проанализированы причины, по которым вузы придают большое значе­ ние интернационализации: 1) межвузовский обмен студентами и преподавателями; 2) сотрудничество в учебной и научно- исследовательской деятельности; 3) академические стандартыи качество; 4) исследовательские проекты; 5)помощьв сотрудничествеиразвитии; 6) разработка учебного плана; 7) международное и межкультурное понимание; 8) продвижение и профиль вуза; 9) диверсификация состава преподава­ телей и студентов; 10)региональные вопросыиинтеграция; 60% 50% 40% 30% 20 % 10% 0 % 11) набор иностранных студентов; 12) диверсификация будущего поко­ ления. Анализ логических обоснований тра­ диционно опирался на четыре общие кате­ гории: академическую, экономическую, политическую и социокультурную. Пока­ зательно, что четыре основных причины связаны с академической категорией, вто­ рая половина списка связана с причинами, которые имеют отношение в основном к экономическим, политическим и социо­ культурным аспектам интернационализа­ ции. Ваэщю отметить, что это логические причины вузовского уровня, и они часто отличаются по степени важности от при­ чин национального уровня. С точки зрения региональной перспективы особенно инте­ ресно заметить, что респонденты из Европы ставят на приоритетное место продвиже­ ние и профиль своего вуза. По нашему мнению, это связано с Болонским процес­ сом, цель которого сделать европейское высшее образование более привлекатель­ ным и конкурентоспособным по сравне­ нию с остальныммиром. Мы проанализировали выгоды и риски, связанные с процессом интерна­ ционализации, и выделили 7 категорий преимуществ и 5 категорий рисков. Вто­ рой уровень анализа был проведен с целью выявления основных различий между ре­ гионами. На самом деле, региональные различия оказались весьма резко выражен­ ными, и поэтому риски и преимущества в регионах разные (1, 2 или 3, причем 1 - самый высокий показатель) (рис. 2 и 3). Если говорить о рисках, то самым часто упоминаемым оказалась утечка мозгов. Респонденты были особенно крас­ норечивы, когда говорили о вредоносных Африка Азия Европа Ближний Северная Восток Америка ЕЭПосланные анкеты В Полученные анкеты Рис. 1. Распределениереспондентов порегиональным группам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=