Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1, 2004 Е. Я. Орехова ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В начале 2003 г. Международная Ас­ социация университетов (МАУ) изучала практические действия и приоритетные направления развития учебных заведений - членов ассоциации, связанные с интерна­ ционализацией. Наш университет явился полноправным участником данного иссле­ дования, количественные результаты кото­ рого, любезно предоставленные организа­ ционным комитетом МАУ, легли в основу данного исследования. Международный масштаб высшего образования это весьма интересная тема, которая является предметом споров в первое десятилетие XXI в. Новые реальности, перед которыми стоит высшее образование как на местном, так и на глобальном уровне, - это изменения, тенденции и различные испыта­ ния для интернационализации. Анализ ос­ новных направлений развития и проблем вузов, являющихся членами МАУ, потребо­ вал от нас: - получения сведений о практических действиях и приоритетных направлениях интернационализации на уровне вузов; - проработки и обобщения цели, логических обоснований рисков, преиму­ ществ, проблем и направлений вузов вмеждународном масштабе; - создания базы данных по интерна­ ционализации, с помощью которой осуще­ ствлялся и будет впредь осуществляться мониторинг обобщенных мероприятий; - изучения рекомендации Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО 1998 г. и Конференции МАУ вЛионе по интернационализации 2002 г. В ходе сравнительного анализа мы не могли не уделить внимания рассмотре­ нию некоторых понятий, которые являют­ ся принципиально важными для предмета нашего исследования. По определению МАУ интернационализация - это «многоас­ пектный процесс интеграции международ­ ного и межкультурного аспекта в учебные программы, научно-исследовательские и служебные функции». Интернационализация образования рассматривается нами с точки зрения культурного феномена, позволяюще­ го выявить глубинные направления развития современного образования в мире с учетом культуры и традиций. Интернационализа­ ция - это наиболее оптимальный путь уст­ ранения негативного влияния глобальных экономических процессов на образова­ тельные системы, наиболее эффективное средство увеличения международной составляющей в образовании, условие успешного функционирования образова­ тельной системы, следовательно, и прин­ цип ее существования и развития. При разработке этого исследования определяющую роль играли два фактора: полезности и удобности для пользователя. Ведь очень важно каждому отдельно взя­ тому членуМАУ, здесь я имею в виду наш университет, видеть реальную картину практических действий, проблем и направ­ лений, систематических и централизован­ ных данных об интернационализации. Есть надежда, что исследование подобного рода будет полезно как для нашего вуза, так и для различных организаций. Необходимо оговориться, что данное исследование не предполагало прямого сравнения «своего» и «чужого», хотя не раз нам предоставля­ лась возможность избавиться от искуше­ ния сопоставить наш университет и весьма близкие по социально-практическим зада­ чам, но разные и далекие от нас в истори­ ческом, политическом, экономическом, культурном отношении учебные заведения других стран. В данной позиции мы раз­ делили мнение Н. Д. Никандрова, что «...сравнение может быть имплицитным, и если его не делает сам автор, то может сде­ лать и, как правило, делает читатель». Хотя, учитывая важность и изменчивый характер интернационализации, мы понимаем, что проведение сравнительного анализа этого процесса в отдельно взятом вузе с опорой на разработанную методику имеет все основания для положительного решения. В исследовании охвачены только оп­ ределенные аспекты интернационализации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=