Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1,2004 вание социального опыта учащихся, их практическую деятельность в .реальном, современном им мире. Так, учебник гео­ графии Р. Крикмейера предлагал такие задания, как нахождение частей света раз­ ными способами, чтение карты и плана родного города, изготовление стрелки компаса из стальной спицы и т. п. Д. Кай- городов предлагал школьникам изучать природу «по общежитиям», т. е. по эко­ системам, что было неслыханным новше­ ством в то время. Ориентированные на современность учебники словесности включали в свои обзоры такие имена, как И. Гончаров, В. Белинский, Л. Толстой, В. Короленко, стремясь к тому, чтобы «книга как можно менее заслоняла собою жизнь» (Ф. И. Буслаев). Заметную роль в учебниках второй половины XIX в. играли прямые обраще­ ния к учащимся, которые создавали осо­ бый, личностный, доверительный тон, предлагали сотрудничество и сотворчество в общем деле познания мира и себя в этом мире: «взглянем на карту России...» (Н. Устрялов), «нам кажется, что солнце обходит землю...» (Р. Крикмейер), «всяко­ му, кому случалось бывать в лесу...» (Д. Кайгородов) и т. д. Особо следует отметить целевое, осознанное применение авторами лучших учебников изобразительных средств, лите­ ратурного языка и художественного стиля изложения для формирования эмоциональ­ но-ценностного отношения детей к миру, в котором они живут, и к предмету, кото­ рый они изучают. Вот, например, какое описание природы Псковской губернии поместил в своем учебнике С. Меч: «Меж­ ду высокими песчаными холмами блестит гладкое озеро, усеянное лесистыми ост­ ровками. На одном из таких островов при­ ютился старинный храм или монастырь. К берегам озера спускаются то засеянные поля, то цветистые лужайки, то деревушки, а не то надвинется густой темный бор, словно захотелось ему полюбоваться в зеркале воды на дикую красоту свою» 19. В тексте пособий переплетаются объек­ тивный язык науки с личностными обра­ щениями авторов к искусству и художест­ венной литературе. С. Меч свое описание заканчивает неожиданно для учебника гео­ графии: «Многие лучшие произведения Пушкина навеяны на него природой Псковской губернии...». Учебники А. Я. Ост­ рогорского, С. Меча иллюстрированы мно­ гочисленными рисунками и репродукциями с картин И. Билибина, Б. Кустодиева, Г. Нарбута, А. Бенуа, П. Коровина, А. Ку- инджи, И. Левитана, В.Маковского, И. Ши­ шкина и других прекрасных и, что крайне важно, современных им художников. Совершенно особое место в ряду учебных пособий занимает книга для чте­ ния по русской истории Д. А. Жаринова и Н. М. Никольского «Былое вокруг нас». Это пособие было построено по так назы­ ваемому «экскурсионно-ретроспективному методу»: через описание исторических па­ мятников Москвы и Подмосковья, вполне доступных школьным экскурсиям, оно предлагало читателю очерки о русской ис­ тории. Вот как начинается его 1-я глава: «В ясный летний день пойдемте вЛосиный Остров. Это огромный лес рядом с Моск­ вою. Сначала мы не найдем в нем ничего особенного. ...Полчаса ходьбы - и вокруг нас уже совсем иная картина. Лес становится девственным, поражает своею мощностью. Это заповедный остаток первобытного леса, великой европейской тайги... Побывав внем, мы наглядно можем представить себе, какова была природа нашей страны на заре русской истории...» 20. Безусловно, велико влияние на разум и чувства ребенка подоб­ ного эмоционального, личностно-ориентиро­ ванного текста. Начало XX в. стало эпохой «нового средневековья» (Н. Бердяев) в Европе, а в России - в особенности. После 1917 г. из педагогического словаря надолго исчезли такие понятия, как «гуманитарный» и «гу­ манистический», восторжествовали прин­ ципы утилитарного, прагматического образования как «приспособления к соци­ ально-трудовой жизни», как «орудия борь­ бы», как стремления школы сделать нечто из человека, а не для него. Педагогическая энциклопедия под редакциейА. Г. Калашни­ кова (М., 1927) вовсе не содержала понятий «гуманистический» и «гуманитарный». Сегодня понятие гуманитарное™ в образовании снова возвращается в науч­ ный обиход и в практикушколы. Достаточно часто оно трактуется чисто количественно -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=