Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого воспитательный элемент,- писал он,- это справедливо и несправедливо, и в этом по­ ложении лежит основная ошибка сущест­ вующего парадоксального взгляда на вос­ питание. Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учи­ теля к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику» 14. Своими статьями и своей практиче­ ской деятельностью Л. Н. Толстой, безус­ ловно, внес огромный вклад в понимание российским обществом образования как самостоятельной ценности, как естествен­ ного «отправления жизни», как длительно­ го, непрерывного процесса, необходимого каждому человеку уже в силу его челове­ ческой природы. «Образование есть исто­ рия, - писал Толстой, - и потому не имеет конечной цели. Образование в самом об­ щем смысле ... есть та деятельность чело­ века, которая имеет основанием потреб­ ность к равенству и неизменный закон движения вперед...» 15. Таким образом, в 50-60-е годыXIX в. в российской педагогической мысли были заложены основы понимания гуманитар­ ное™ как особого парадигмального каче­ ства мышления и познания. В работах ведущих педагогов была осознала и обос­ нована идея иного понимания целей и за­ дач среднего образования, настоятельной необходимости его гуманитаризации. Позднее, в конце XIX - начале XX в., эти идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах В. Я. Стоюнина, Н. И. Кареева, П. Ф. Каптерева, П. Лесгафта и др., стали основной парадигмой педагогического мышления и творчества. Н. И. Кареев выделял общечеловече­ скую значимость гуманитарно-ориентиро­ ванного образования: «...истинно гумани­ тарное образование в научном и этическом духе должно создавать для всех людей разных стран и народов некоторую общую идейную атмосферу...» 16.Он подчеркивал, что классическое среднее образование сле­ дует считать скорее специально филологи­ ческим, нежели общегуманитарным. Ту же мысль в своих работах высказывал и П. Лесгафт: «Совершенно неверно мнение, что гуманистической школой может быть только школа классическая; гуманистиче­ ская школа есть школа, содействующая развитию человека. Это не учреждение, служащее для накопления знаний. А учре­ ждение, где будят мысль...» 17. В работах отечественных педагогов второй половины XIX в. была не только разработана концепция гуманитарно-ори­ ентированного образования, но и вырабо­ тана действенная модель содержания тако­ го образования, реализованная в учебных программах и учебниках. Прежде всего идея гуманитаризации была заложена вформулировках целей и задач изучения того или иного предмета, как правило обозначенных авторами в предисловиях к учебникам. Такие ученые и педагоги, как Ф. И. Буслаев, Н. Устрялов, С. Смарагдов, В. И. Водовозов, М. Стасюлевич и др., в своих учебных пособиях для средней школы отмечали, что цель образования - не механическое зазубривание материала, не составление сухой номенклатуры гео­ графических названий, исторических дат или грамматических правил, а предостав­ ление «обильной пищи уму и сердцу» воспи­ танников, развитие их мысли, способное™ к критическому суждению, к пониманию и сознательному употреблению законов науки. По мысли авторов, задача школы не должна ограничиваться сообщением уче­ нику «известной степени умственного раз­ вития и запаса прочных знаний». Школа должна развивать в учениках также тягу к самообразованию, «охоту и способность все глубже вникать в сущность предме­ та ... и применять свои знания на пользу ближнего» 18. Учебный материал - это прежде всего пища духовная, пробуждаю­ щая и поддерживающая в ребенке «глубокое гуманное чувство». Причем такая задача ставилась при изучении любой школьной дисциплины: об уяснении учениками «духа языка» и формировании любви к родной литературе писал автор учебника словес­ ности А. Я. Острогорский; о «непостижи­ мых тайнах жизни», сокрытых в каждой былинке, о «красоте и поэзии» природных явлений - автор «Начальной ботаники» Д. Кайгородов. Учебные пособия, реализующие принцип гуманитарной направленности среднего образования, включали в себя материалы, ориентированные на формиро

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=