Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого воспитательный элемент,- писал он,- это справедливо и несправедливо, и в этом по ложении лежит основная ошибка сущест вующего парадоксального взгляда на вос питание. Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учи теля к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику» 14. Своими статьями и своей практиче ской деятельностью Л. Н. Толстой, безус ловно, внес огромный вклад в понимание российским обществом образования как самостоятельной ценности, как естествен ного «отправления жизни», как длительно го, непрерывного процесса, необходимого каждому человеку уже в силу его челове ческой природы. «Образование есть исто рия, - писал Толстой, - и потому не имеет конечной цели. Образование в самом об щем смысле ... есть та деятельность чело века, которая имеет основанием потреб ность к равенству и неизменный закон движения вперед...» 15. Таким образом, в 50-60-е годыXIX в. в российской педагогической мысли были заложены основы понимания гуманитар ное™ как особого парадигмального каче ства мышления и познания. В работах ведущих педагогов была осознала и обос нована идея иного понимания целей и за дач среднего образования, настоятельной необходимости его гуманитаризации. Позднее, в конце XIX - начале XX в., эти идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах В. Я. Стоюнина, Н. И. Кареева, П. Ф. Каптерева, П. Лесгафта и др., стали основной парадигмой педагогического мышления и творчества. Н. И. Кареев выделял общечеловече скую значимость гуманитарно-ориентиро ванного образования: «...истинно гумани тарное образование в научном и этическом духе должно создавать для всех людей разных стран и народов некоторую общую идейную атмосферу...» 16.Он подчеркивал, что классическое среднее образование сле дует считать скорее специально филологи ческим, нежели общегуманитарным. Ту же мысль в своих работах высказывал и П. Лесгафт: «Совершенно неверно мнение, что гуманистической школой может быть только школа классическая; гуманистиче ская школа есть школа, содействующая развитию человека. Это не учреждение, служащее для накопления знаний. А учре ждение, где будят мысль...» 17. В работах отечественных педагогов второй половины XIX в. была не только разработана концепция гуманитарно-ори ентированного образования, но и вырабо тана действенная модель содержания тако го образования, реализованная в учебных программах и учебниках. Прежде всего идея гуманитаризации была заложена вформулировках целей и задач изучения того или иного предмета, как правило обозначенных авторами в предисловиях к учебникам. Такие ученые и педагоги, как Ф. И. Буслаев, Н. Устрялов, С. Смарагдов, В. И. Водовозов, М. Стасюлевич и др., в своих учебных пособиях для средней школы отмечали, что цель образования - не механическое зазубривание материала, не составление сухой номенклатуры гео графических названий, исторических дат или грамматических правил, а предостав ление «обильной пищи уму и сердцу» воспи танников, развитие их мысли, способное™ к критическому суждению, к пониманию и сознательному употреблению законов науки. По мысли авторов, задача школы не должна ограничиваться сообщением уче нику «известной степени умственного раз вития и запаса прочных знаний». Школа должна развивать в учениках также тягу к самообразованию, «охоту и способность все глубже вникать в сущность предме та ... и применять свои знания на пользу ближнего» 18. Учебный материал - это прежде всего пища духовная, пробуждаю щая и поддерживающая в ребенке «глубокое гуманное чувство». Причем такая задача ставилась при изучении любой школьной дисциплины: об уяснении учениками «духа языка» и формировании любви к родной литературе писал автор учебника словес ности А. Я. Острогорский; о «непостижи мых тайнах жизни», сокрытых в каждой былинке, о «красоте и поэзии» природных явлений - автор «Начальной ботаники» Д. Кайгородов. Учебные пособия, реализующие принцип гуманитарной направленности среднего образования, включали в себя материалы, ориентированные на формиро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=