Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

ПЕДАГОГИКА № 1,2004 при гимназическом воспитании», посколь­ ку именно эти дисциплины «способнее, чем какие-либо другие развивают в чело­ веке сочувствие к интересам человеческим и гражданским»8. К. Д. Ушинский же полемизировал сН. И. Пироговым по ряду вопросов. Возражая Пирогову, К. Д. Ушинский писал, что «в необходимости гуманности в образовании никто не может сомневаться, но в гуманности так называемых humaniora сомневаются многие» 9. Сущность своих разногласий с Н. И. Пироговым Ушинский видел в том, что они по-разному понимают значение слов гуманизм и реализм. К. Д. Ушинский полагал, что под гуманиз­ мом следует понимать «вообще развитие духа человеческого», а не одно только его формальное развитие. И развивать этот дух гуманно можно не только изучением клас­ сических языков, но гораздо более и пря­ мее - «изучением религии, языка родного, географией, историей, изучением природы и новыми литературами». «Реализм начи­ нается тогда,- писал К. Д. Ушинский,- ко­ гда мы ищем в науке не мысли, не пищи духу, развивающей его и укрепляющей, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а именно только тех знаний, которые необходимы для той или другой отрасли практической жизни...» 10. Разница между гуманизмом и реализмом заключается не в различии наук, но в различии способа их изучения: «Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку... наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в челове­ ке» 11. По мнению Ушинского, главной це­ лью учебной деятельности в средних шко­ лах должно быть не занятие наукой как таковой, но целью деятельности должен быть «сам человек». Он подчеркивал, что самым важным и характерным явлением 60-70-х годов XIX в. является быстрое развитие естест­ венных наук и психологии. Знание челове­ ка о природе и себе самом увеличилось в «громадных размерах» и приобрело «науч­ ную форму», способную развить человека не менее, а может быть и более, чем преж­ ние приемы и методы. «Психологическим невежеством» и «педагогическим анахро­ низмом» назвал К. Д. Ушинский традици­ онное деление наук на формальные и ма­ териальные. «...Каждая наука,- пишет он,- развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием, а не чем- нибудь другим» 12. По мнению Ушинского, воспитатель не имеет права излишне увлекаться такими веяниями времени, как прогресс, промыш­ ленность, торговый расчет; равно как и не замечать, игнорировать их. Педагог при­ зван развивать высшие духовные потреб­ ности своих воспитанников, делая девизом своей деятельности «не о хлебе едином жив будешь». Но если он останется глух к происходящим в обществе изменениям, то сам добровольно откажется от принад­ лежащего ему законного влияния на жизнь и не выполнит своего долга, поскольку именно школа должна внести «благоде­ тельные умеряющие влияния» в «едкую остроту жизни», сохранить высшие нравст­ венные и духовные ценности. «Истинный воспитатель должен быть посредником между школой, с одной стороны, ижизнью и наукой - с другой... Он должен выводить из школы в жизнь новые поколения, не испорченные, не измятые меняющимися увлечениями жизни, но вполне готовые к борьбе, которая их ожидает»,- писал К. Д. Ушинский 13. В работах Н. И. Пирогова, В. Я. Сто- юнина, К. Д. Ушинского, П. Г. Редкина впервые в отечественной педагогике был поднят вопрос об общем характере средней школы, о сущностном смысле и предна­ значении образования в жизни человека. Особо подчеркнем, что в языке русских педагогов понятия «гуманистический» и «гуманитарный» появились и в дальней­ шем развивались (в изначальном смысле humanitas —«свойственный духовной при­ роде человека») как особое парадигмаль- ное качество человеческого мышления. Особый взгляд на задачи российской средней школы был высказан JI. Н. Тол­ стым. В начале 60-х годов в журнале «Яс­ ная поляна» был опубликован целый ряд его педагогических статей. JI. Н. Толстой подчеркивал важность именно аксиологи­ ческих аспектов содержания школьного образования. «Говорят, наука носит в себе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=