Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого семантические неологизмы: humanism - английское, humanisme - французское, humanismus - немецкое, umanismo — итальянское. Однако в качестве научного термина понятие «гуманизм» появилось еще позд нее. Впервые его, видимо, применил в 1808 г. немецкий педагог Ф. Нитхаммер, друг И. Ф. Шиллера и Г. Гегеля, определив его надысторическое значение как особое духовное явление в западно-европейской культуре. Именно с начала XIX в. понятия «гуманистический» и «гуманитарный» обособляются от своей первоначальной формы humanitas и входят в употребление как два различных понятия: humanism и humaniora. Слово «гуманность» в русском языке впервые появилось в 1841 г. под пером В. Г. Белинского (в его письмах к М. Баку нину и, в статье «Стихотворения М. Лер монтова»): «...оно берется в противопо ложность слову животный. Когда человек поступает с людьми, как следует поступать со своими ближними, братьями по естеству, он поступает гуманно. Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» 3. Новое слово сразу же бы ло подхвачено А. И. Герценом и другими, и в течение 40-50-х годов прочно и широко вошло в русский литературный язык. Отсчет движению формирования в русском обществе идей о необходимости среднего образования, гуманистического по целям и гуманитарного по содержанию, принято начинать с 1856 г., когда редакция журнала «Морской сборник» объявила, что желает поместить ряд статей о воспитании молодых людей, готовящихся к морской службе. Как введение к дискуссии в одном из номеров было помещено рассуждение Бема о «воспитании вообще» и предложе но высказываться по этому поводу всем желающим. Очень скоро в ответ появились статьи Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина, В. Даля, И. Вышнеградского и др. - «вопрос широко разросся», и «дело началось» (П. Ф. Каптерев). До середины же XIX в., писал несколько позднее П. Ф. Каптерев, «идеи о необходимости гуманитарного, общечеловеческого образования совсем отсутствовали в русском обществе, гуман ным образованием никто не интересовал- 4 ся...» . Всеобщий характер дискуссия при обрела при обсуждении проблем реформи рования российской средней школы (проекты 1860, 1862 и 1863 гг. устава средних и низших училищ). Наибольший резонанс в обществе имели статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» (Морской сборник.- 1856.- Июль), «Чего мы желаем?» (Новороссийский ли тературный сборник - 1859) и др. Главное, что делает человека человеком, писал Н. И. Пирогов, это то, что он задает себе вопрос о смысле бытия. И средняя школа призвана «сделать нас людьми», подгото вить к борьбе с самим собой и светом, а не стремиться «сделать из нас с самого наше го детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов». В сред ней школе должно присутствовать «гуман ное начало», поскольку именно гумани тарное знание «...выводит мысль из тесного круга реальности на широкое поле, снимает оковы, налагаемые близорукой действительностью, и знакомит человека с самой лучшей частью природы - с внут ренним человеком» 5. По мысли Н. И. Пи рогова, любая наука в средней школе должна излагаться «не столько для самой науки, сколько для развития посредством науки той или другой умственной или ду шевной способности», и только такое об разование будет истинным 6. Однако следует отметить, что Н. И. Пирогов отдавал явное предпочтени классическому направлению в среднем об разовании, приписывая высшую образова тельную силу исключительно глубокому изучению древних языков, родного языка и истории. Он считал, что «нигде не за ключается столько образовательное™ дл внутреннего человека, как в учении, неда ром названном гуманным», «изучение этих наук одно и само по себе уже достаточно образует и развивает дух человека, приго товляя его к восприятию всех возможных, и нравственных, и научных истин» 7. Взгляды Н. И. Пирогова на характер среднего образования разделял и В. Я. Сто юнин, полагая, что «основательное изуче ние языков, словесности и истории должно быть главным, первостепенным занятиек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=