Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
ПЕДАГОГИКА № 1,2004 нально-ценностный компонент, формирует отношение ребенка к миру и к себе в этом мире. И в этом смысле физика может быть гуманитарной наукой, а история - вовсе не являться таковой. Для гуманитарно-ориентированного образования важно не только его особо организованное содержание, но и адекват ные способы освоения этого содержания, способы, соотнесенные опять же с лично стью человека. Ключевым методом гума нитарно-ориентированного образования является прежде всего диалог как со бытие, со-творчество, сотрудничество раз ных людей. Кроме того, необходимо отме тить, что методы гуманитарного познания предполагают использование в этом про цессе сугубо человеческих средств: мыш ления, слова, обобщения, переживания, воображения, рефлексии, художественного образа и т. д. Такое понимание гуманитарности познания сложилось не сразу и не на пус том месте, а путем длительной эволюции в истории педагогической мысли и обра зования. Понятие humanitas претерпело длительную семантическую эволюцию. В классической латыни humanitas - «чело веческая природа», человечность, единство человеческого образа. Вспомним знамени тое Теренция «Я человек, 'и ничто челове ческое мне не чуждо...» В эпоху Ренессанса humanitas - очень многогранный, многоаспектный термин. Его первоначальная форма - «studia humanitas», и означал он примерно следующее: ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа. Понятие «humanitas» трактуется мыслителями той эпохи именно как полно та и нераздельность природы человека. Например, у JT. Бруни «studia humanitas» - это «познание тех вещей, которые относят ся к жизни и нравам и которые совершен ствуют и украшают человека»; у К. Салю та™ - это «соединение добродетели и учености» 1. Мы видим, что выражение «studia humanitas» буквально непереводимо, но даже не потому, что оно многоаспектно, а потому, что оно принадлежит контексту другой культуры. В период Возрождения слово humanitas было чрезвычайно поли- семантично, поскольку оно еще не успело «поделить» значения со своими более поздними производными. Ни лексемы «культура», ни лексемы «образование» еще не существовало, а именно в этих смыслах зачастую употреблялось понятие humanitas. Борьба за преимущества studia humanitas в эту эпоху не была борьбой за одни школьные дисциплины и отказ от других; это была борьба за иной способ мышления, за иное мировоззрение. Один из писателей Ренессанса, Баттиста Гвари- ни, так резюмировал ‘свой трактат о новом образовании (1459): «ученость и развитие в себе добродетели - особенности челове ка, поэтому наши праотцы называли их «Humanitas», подразумевая под этим на званием стремления и роды деятельности, присущие человечеству» 2. Но уже началоXVI столетия принесло с собой внутренний кризис ренессансной философской мысли. Содержание понятия humanitas сузилось и стало обозначать лишь языки и литературу древних греков и римлян. То, что в эпоху Возрождения было лишь средством, стало самоцелью; форма получила большее значение, чем содержание. Эта перемена в определении содержания понятия humanitas ознамено вала формирование в европейской культу ре нового типа воспитания - по сути своей классического филологического образова ния, гораздо более узкого и разительно от личающегося от того ренессансного типа воспитания, из которого оно выросло. Произошло сужение термина humanitas: как мы видели, первоначально он имел бо лее широкий смысл и более «высокое» толкование. С XVI в. понятие humanitas стало широко употребляться именно в этом, более узком и ограниченном по сравнению с эпохой Возрождения смысле. (Заметим в скобках, что именно так трактуется по нятие «гуманитарный» и в современной Концепции профильного обучения: гума нитарный профиль предполагает только углубленное изучение языков, даже ис тория отнесена к профилю социально- экономическому.) С середины XVIII в. (а особенно после Великой французской революции) во всех европейских языках появляются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=