Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
п ЕДАГОГИКА Е. Ю. Ромашина ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ИСОВРЕМЕННОСТЬ Проблема гуманитаризации образо вания сегодня является одним из приори тетных направлений исследований педаго гической науки, одной из центральных тем широких дискуссий педагогов, психологов и философов. Понятие «гуманитарный», как и лю бое из ключевых, структурообразующих понятий науки, не остается неизменным в разных социокультурных контекстах, а модифицируется в зависимости от типа культуры и типа социальных отношений, а затем «тянет» за собой целый «понятий ныйшлейф», каждый из элементов которого также подвержен модификации и транс формации во времени. Мы будем рассмат ривать понятие «гуманитарный» только в отношении к процессу обучения - его целям, задачам, содержанию и методам, причем к содержанию - в наибольшей степени. В настоящее время известны различ ные точки зрения на содержание понятия «гуманитарное образование». Условно все их можно разделить на четыре большие группы. Первая группа - это определение понятия «гуманитарный» через отличие от других видов научного познания: НЕ технический и НЕ естественнонаучный - или как про изводное от предмета изучения: «это специальное образование в области об щественных наук (философии, истории, филологии, искусства и др.)» (Педагогиче ская энциклопедия / Под ред. И. А. Каиро- ва.-М., 1964.). Вторая группа - это опре деление гуманитарного как антитехнокра- тического или антиутилитарного (Новиков А. М.). Третья группа - отождествление гуманитарного понятия с каким-либо дру гим понятием - системный, воспитываю щий и т. д. (Бондаревская Е. В., Миронов А. В.). И, наконец, четвертая точка зрения, разделяемая нами: гуманитарность - осо бое парадигмальное качество познания и мышления, обусловливающее ценност но-смысловую и содержательно-целевую отнесенность того или иного явления к существованию человека и человечества. И в этом случае предмет гуманитарного познания может рассматриваться как «про цесс присвоения субъектом объективиро ванной реальности» (И. А. Колесникова) или «целенаправленное превращение со циального опыта в опыт личностный» (В. В. Краевский). В этом случае в качестве своей главной цели гуманитарно-ориентированное обра зование предполагает развитие личности, ее способностей и творческого потенциала и отказ от цели образования как приспо собления человека к внешней целесооб разности, к так называемым потребностям общества, в чем бы они ни выражались,- в потребностях производства, экономики, государства, идеологии и т. д. Только лич ность ученика для школы может быть сама по себе целью и смыслом деятельности. Содержание гуманитарного образо вания - это содержание наук о Человеке как о субъекте культурно-исторического познания и творчества. Причем любая дис циплина может обрести гуманитарное на чало или не иметь такового. Гуманитар ность не присуща информации изначально, она привносится в процесс познания в том случае, если он содержит в себе эмоцио
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=