Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

п ЕДАГОГИКА Е. Ю. Ромашина ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ИСОВРЕМЕННОСТЬ Проблема гуманитаризации образо­ вания сегодня является одним из приори­ тетных направлений исследований педаго­ гической науки, одной из центральных тем широких дискуссий педагогов, психологов и философов. Понятие «гуманитарный», как и лю­ бое из ключевых, структурообразующих понятий науки, не остается неизменным в разных социокультурных контекстах, а модифицируется в зависимости от типа культуры и типа социальных отношений, а затем «тянет» за собой целый «понятий­ ныйшлейф», каждый из элементов которого также подвержен модификации и транс­ формации во времени. Мы будем рассмат­ ривать понятие «гуманитарный» только в отношении к процессу обучения - его целям, задачам, содержанию и методам, причем к содержанию - в наибольшей степени. В настоящее время известны различ­ ные точки зрения на содержание понятия «гуманитарное образование». Условно все их можно разделить на четыре большие группы. Первая группа - это определение понятия «гуманитарный» через отличие от других видов научного познания: НЕ технический и НЕ естественнонаучный - или как про­ изводное от предмета изучения: «это специальное образование в области об­ щественных наук (философии, истории, филологии, искусства и др.)» (Педагогиче­ ская энциклопедия / Под ред. И. А. Каиро- ва.-М., 1964.). Вторая группа - это опре­ деление гуманитарного как антитехнокра- тического или антиутилитарного (Новиков А. М.). Третья группа - отождествление гуманитарного понятия с каким-либо дру­ гим понятием - системный, воспитываю­ щий и т. д. (Бондаревская Е. В., Миронов А. В.). И, наконец, четвертая точка зрения, разделяемая нами: гуманитарность - осо­ бое парадигмальное качество познания и мышления, обусловливающее ценност­ но-смысловую и содержательно-целевую отнесенность того или иного явления к существованию человека и человечества. И в этом случае предмет гуманитарного познания может рассматриваться как «про­ цесс присвоения субъектом объективиро­ ванной реальности» (И. А. Колесникова) или «целенаправленное превращение со­ циального опыта в опыт личностный» (В. В. Краевский). В этом случае в качестве своей главной цели гуманитарно-ориентированное обра­ зование предполагает развитие личности, ее способностей и творческого потенциала и отказ от цели образования как приспо­ собления человека к внешней целесооб­ разности, к так называемым потребностям общества, в чем бы они ни выражались,- в потребностях производства, экономики, государства, идеологии и т. д. Только лич­ ность ученика для школы может быть сама по себе целью и смыслом деятельности. Содержание гуманитарного образо­ вания - это содержание наук о Человеке как о субъекте культурно-исторического познания и творчества. Причем любая дис­ циплина может обрести гуманитарное на­ чало или не иметь такового. Гуманитар­ ность не присуща информации изначально, она привносится в процесс познания в том случае, если он содержит в себе эмоцио

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=