Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004

№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ный далеко за пределами России, как та­ лантливый лектор и замечательный педагог, воспитавший многие поколения практиче­ ских психологов, работников дошкольного образования, учителей начальных классов, успешно работающих сейчас в народном образовании региона и страны. Уже первая большая научная работа Галины Ивановны Минской «Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возрас­ та», представленная в 1954 г. в качестве диссертационного исследования на соис­ кание ученой степени кандидата психоло­ гических наук в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР и успешно защищенная, привлекла к себе огромный интерес. Дальнейшие свои научные исследо­ вания Галина Ивановна Минская проводи­ ла в тесном сотрудничестве, сотворчестве и содружестве с известными отечествен­ ными учеными Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, создателями системы развивающего обучения, которая в 60—70-е годы XX в. стала в нашей стране одной из ведущих в психологии обучения и воспи­ тания младших школьников, а в настоя­ щее время является одной из норматив­ ных в структуре российского образования. Вклад Галины Ивановны в творческое раз­ витие и внедрение положений «Теории учебной деятельности Эльконина- Давыдова» в живую практику работы обще­ образовательной школы неоценим. В 1959 г. ею был организован Тульский филиал Ла­ боратории психологии начального обучения при Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР, где в течение 25 лет на базе школы№ 11 г. Тулы вела она скрупулезные - изо дня в день,'из урока в урок - экспериментальные исследования по изучению психологических возможностей усвоения знаний учащимися начальных классов. Только годовые отчеты о прове­ денной работе достигали 900 страниц пе­ чатного текста! И если в первые годы роди­ тели, да и порой и сами учителя, настороженно относились к нововведениям, то уже на четвертый год работы отбоя не было от желающих, чтобы их дети обуча­ лись именно в экспериментальных классах Галины ИвановныМинской. Результаты исследований Г. И. Мин­ ской публикуются в журналах «Вопросы психологии», «ДокладыАПН РСФСР», она представляет их на I Московском между­ народном конгрессе психологов, где ее ра­ ботой в области обучения учеников млад­ ших классов обобщенным понятиям заинтересовались крупные зарубежные ученые Франции и Великобритании. В долгих спорах со знаменитым европейским психологом Полем-Жаном Пиаже по пово­ ду «вызревающего мышления» реализовы­ вала Галина Ивановна свои идеи деятель­ ностного подхода к формированию теоретического мышления у младших школьников; протоколы ее занятий с деть­ ми 7-10 лет переводились за рубежом и широко комментировались английскими психологами и педагогами. Галина Ива­ новна Минская становится непременным участником всех всесоюзных и межрес­ публиканских симпозиумов и съездов пси­ хологов в Москве, Киеве, Тбилиси, на ко­ торых ее сообщения и доклады неизменно вызывают интерес, конструктивную дис­ куссию и побуждают ее продвигаться дальше в своих исследованиях. В конце 60-х годов в издательстве «Просвещение» выходят коллективные монографии ведущих российских ученых- психологов «Возрастные возможности ус­ воения знаний» (1966) и «Психологические возможности младших школьников в изу­ чении математики» (1969), целые главы и разделы которых подготовлены Г. И. Мин­ ской на основе многолетних наблюдений за учебной деятельностью учащихся на­ чальных классов. В качестве одного из ав­ торов этих научных изданий она была удо­ стоена престижных премий Президиума АПН СССР и Института психологии АПН РСФСР. И в эти годы она по праву становит­ ся кавалероммедалиим. К. Д. Ушинского. Своим опытом, своими знаниями Га- лина Ивановна всегда очень щедро дели­ лась с коллегами и студентами, будучи за­ ведующей кафедрой педагогики и психологии Тульского государственного педагогического института, а затем, с об­ разованием факультета, готовящего спе­ циалистов для начальной школы, став за­ ведующей кафедрой педагогики и методик начального обучения. Разработанные ею

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=