Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №1 2004
№ 1, 2004 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ный далеко за пределами России, как та лантливый лектор и замечательный педагог, воспитавший многие поколения практиче ских психологов, работников дошкольного образования, учителей начальных классов, успешно работающих сейчас в народном образовании региона и страны. Уже первая большая научная работа Галины Ивановны Минской «Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возрас та», представленная в 1954 г. в качестве диссертационного исследования на соис кание ученой степени кандидата психоло гических наук в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР и успешно защищенная, привлекла к себе огромный интерес. Дальнейшие свои научные исследо вания Галина Ивановна Минская проводи ла в тесном сотрудничестве, сотворчестве и содружестве с известными отечествен ными учеными Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, создателями системы развивающего обучения, которая в 60—70-е годы XX в. стала в нашей стране одной из ведущих в психологии обучения и воспи тания младших школьников, а в настоя щее время является одной из норматив ных в структуре российского образования. Вклад Галины Ивановны в творческое раз витие и внедрение положений «Теории учебной деятельности Эльконина- Давыдова» в живую практику работы обще образовательной школы неоценим. В 1959 г. ею был организован Тульский филиал Ла боратории психологии начального обучения при Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР, где в течение 25 лет на базе школы№ 11 г. Тулы вела она скрупулезные - изо дня в день,'из урока в урок - экспериментальные исследования по изучению психологических возможностей усвоения знаний учащимися начальных классов. Только годовые отчеты о прове денной работе достигали 900 страниц пе чатного текста! И если в первые годы роди тели, да и порой и сами учителя, настороженно относились к нововведениям, то уже на четвертый год работы отбоя не было от желающих, чтобы их дети обуча лись именно в экспериментальных классах Галины ИвановныМинской. Результаты исследований Г. И. Мин ской публикуются в журналах «Вопросы психологии», «ДокладыАПН РСФСР», она представляет их на I Московском между народном конгрессе психологов, где ее ра ботой в области обучения учеников млад ших классов обобщенным понятиям заинтересовались крупные зарубежные ученые Франции и Великобритании. В долгих спорах со знаменитым европейским психологом Полем-Жаном Пиаже по пово ду «вызревающего мышления» реализовы вала Галина Ивановна свои идеи деятель ностного подхода к формированию теоретического мышления у младших школьников; протоколы ее занятий с деть ми 7-10 лет переводились за рубежом и широко комментировались английскими психологами и педагогами. Галина Ива новна Минская становится непременным участником всех всесоюзных и межрес публиканских симпозиумов и съездов пси хологов в Москве, Киеве, Тбилиси, на ко торых ее сообщения и доклады неизменно вызывают интерес, конструктивную дис куссию и побуждают ее продвигаться дальше в своих исследованиях. В конце 60-х годов в издательстве «Просвещение» выходят коллективные монографии ведущих российских ученых- психологов «Возрастные возможности ус воения знаний» (1966) и «Психологические возможности младших школьников в изу чении математики» (1969), целые главы и разделы которых подготовлены Г. И. Мин ской на основе многолетних наблюдений за учебной деятельностью учащихся на чальных классов. В качестве одного из ав торов этих научных изданий она была удо стоена престижных премий Президиума АПН СССР и Института психологии АПН РСФСР. И в эти годы она по праву становит ся кавалероммедалиим. К. Д. Ушинского. Своим опытом, своими знаниями Га- лина Ивановна всегда очень щедро дели лась с коллегами и студентами, будучи за ведующей кафедрой педагогики и психологии Тульского государственного педагогического института, а затем, с об разованием факультета, готовящего спе циалистов для начальной школы, став за ведующей кафедрой педагогики и методик начального обучения. Разработанные ею
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=