ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

Наблюдения проводились по «Толковому словарю рус­ ского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова и по «Словарю современного русского литературного языка» Академии На­ ук СССР. Была сделана полная выборка глаголов (около 700). Их анализ показывает, что можно выделить столько типов суффиксально-префиксального словообразования гла­ голов от именных основ, сколько приставок принимают уча­ стие в их образовании. При этом очевидно, что основное значение новых глаголов создается самой именной основой и уточняется значением суффиксов -и (ть) и -е (ть) и 1 различ- ных приставок. Однако не все приставки принимают участие в отыменном глагольном словообразовании в равной сте­ пени. Суффиксально-префиксальным способом создаются до­ вольно продуктивные модели глаголов. Более«всего употре­ бительны следующие образования: 1. С помощью приставки о-(об-), (обо-) и суффиксов -и(ть) и е-(ть) от имен существительных и прилагательных со значением: а) «сделать таким, каким указывает стать именная ос­ нова»: объяснить, освежить, облегчить, оживить, ожесточить, обнажить, обогатить, опорожнить, освободить, обновить, обу­ зить, одомашнить, озвучить, оздоровить, оказенить, омра­ чить, оподлить, ослабить, осмыслить, осчастливить, отеплить, опошлить, опростить, опустошить, осквернить, осмуглить, очерствить, облагородить, обеднить, опреснить, обагрить, озлить, оглупить, окультурить, омолодить, опечалить, обле­ нить, обмелить, обнаготить, образумить, очеловечить, офран­ цузить, оскотинить, оскопить, осереднячить, оживотворить, окатоличить, онемечить, орабочить, ополячить. б) «сделаться, стать таким, приобрести такие свойства, какие указываются именной основой»: обеднеть, омертветь, сзлеть, остепенеть, , ошелудиветь, очервиветь, отяжелеть, оту­ петь, отвердеть, осмирнеть, осмелеть, юравнодушеть, опроти­ веть, опростеть, опостылеть, оподлеть, осоветь, оглупеть, озвереть, одеревенеть, обветреть, обжаднеть, остекленеть, одревеснеть, одубеть, окаменеть, обледенеть, остеклеть, ос­ толбенеть, осиротеть, овдоветь и др. Глаголы двух названных групп противопоставляются по отношению к объекту: глаголы на -и(ть) переходны, а на -е(ть) непереходны: объяснить что-то, освободить кого-то, но обеднеть самому, опротиветь кому-то и др. Ср. примеры: Насмешливые слова старика обидели и 7. З а к . 2284 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=