ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

Наблюдения над фразеологическими единицами, восхо­ дящими к Библии, показывают, что те из них, которые не имеют лексических и семантических вариантов, отмечены чертами старославянского языка: глас вопиющего в пустыне, разверзлись хляби небесные, вопиять гласом великим, приль- пе язык |к гортани моей, во многоглаголании несть спасе­ ния и т. д. Следовательно, можно сделать вывод, что черты церковнославянского языка препятствуют развитию лекси­ ческих и семантических вариантов фразеологических еди­ ниц, поддерживая устойчивость этих единиц. Говорить о степени обрусения фразеологических единиц библейского происхождения очень трудно, а иногда совер­ шенно не имеет смысла. Дело в том, что между церковно­ славянским и древнерусским языками нельзя провести рез­ кую грань, так как это очень близкие языки. Можно ли го­ ворить о степени обрусения таких, например, фразеологи­ ческих единиц, как: Упасть на добрую почву (Матф., XIII, 3—8); Бросать камень; Тайное стало явным (Марк, IV, 22; Лука, VIII, 17); Злоба дня; Умывать руки (Матф., XXVII, 24); Волк в овечьей шкуре; Сучок в глазу замечать (Матф., VII, 3—5; Лука, VI, 41). В данных сочетаниях нет ни одной черты церковнославянского языка, хотя все они пришли в современный русский язык из Библии. Бесспорно, что словарями отмечены не все фразеологиче­ ские единицы библейского происхождения. Так, например, в словарях нет указания на то, что следующие фразеологиче­ ские единицы восходят к Библии: приносить жертву (Исх., VIII, 25); брать взятки (A m ., V, 12); благодать божья (Де- ян., XIII, 43); воля божия (Рим., XII, 2); быть в чести (Пр., XXVII, 18); преклонить колени (Деян., XXI, 5); вводить в заблуждение (Лк., XXI, 8); привести в смятение (Пс., XXXII, 16); открыть тайну (Дан., II, 19); принимать вид (2 Кор., XI, 14); делать вид (Деян., XXVII, 30); воздать должное (1 Тим., V, 4) и многие другие. Нами собрано около 200 фразеологических единиц, библейское происхождение кото­ рых словарями не отмечается. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См.: В. П. Ж у к о в . Изучение русской фразеологии в отечествен­ ном языкознании последних лет. ВЯ. 1967, № 5. 2 См.: Д. С. Л и х а ч е в . Средневековый символизм в стилистических системах древней Руси и пути его преодоления. В сб. статей к 60-летию акад. В. В. Виноградова, Изд-во АН СССР, 1956, стр. 165—166. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=