ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

ем вариантности, поскольку мы доказали высокую степень их устойчивости. Существует несколько видов вариантов фразеологических единиц: семантические, лексические, морфологические, фоне­ тические, фонетико-морфологические, варианты порядка слов и некоторые другие. I. С е м а н т и ч е с к и е в а р и а н т ы Как и слова, фразеологические единицы могут быть мно­ гозначными. Конкретное значение какой-либо многозначной фразеологической единицы определяется контекстом и пред­ ставляет собой один из семантических вариантов данной фразеологической единицы. Мы можем указать следующие фразеологические единицы библейского происхождения, име­ ющие семантические варианты: а) хлеб насущный (Матф., VI, II) — 1. «Средства, необ­ ходимые для существования» («Утомили меня мои науки и насущный хлеб, который в последний месяц я должен зара­ ботать в удвоенной против обыкновения порции». Чехов. Письмо Н. А. Лейкину, 10 декабря 1883 г.). 2. «Самое важ­ ное, существенное» («Беллетристика —это насущный хлеб большинства общества, это практическое житейское искус­ ство толпы— также требует талантов». Белинский, Статьи о народной поэзии). б) обетованная земля (Послание апостола Павла к евре­ ям, XI, 9) — 1. «Место, куда кто-либо страстно стремится» («Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться. Обетованная земля при на­ ступлении французов была Москва, при отступлении была родина». Л. Толстой, Война и мир). 2. «Предмет страстных устремлений, надежд» («У века каждого — своя Обетован­ ная земля, И он тревожно к ней несется!» И. Козлов, Обе­ тованная земля). 3. «Место, где царит довольство и счастье» («Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Гончаров, Обломов). в) кость от костей и плоть от плоти (Бытие, II, 21—23) — 1. «Родной ребенок» («Ты сама голодна, и подле тебя стонет еще... сын твой, плоть от плоти твоей, кость от костей твоих, который тоже просит хлеба». Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы). 2. «Порождение, детище кого-либо или чего-либо» («Все мы — дрянь, кость от кости, плоть от плоти буржуа­ зии». А. А. Блок, Русские денди). 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=