ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

ляются в производных, вторичных значениях: гладкий, дроб­ ный, прямой, длиннобудылый (изменение значения во втором компоненте слова). Прилагательные в основных и производных значениях не только называют внешние качества людей, но и выражают эмоциональную оценку положительного или отрицательного характера. Отметим наличие синонимических групп, дающих назва­ ние слабому и здоровому человеку. Члены синонимического ряда кволый — дробный — моделый—затомнёлый (Хан.) имеют общее значение «слабый», но отличаются добавочными от­ тенками основного значения: кволый —«болезненный», дроб­ ный — «худой, хилый сложением», моделый—-« вялый, утом­ ленный», затомнелый — «легко утомляющийся». Другой ряд диалектно-общенародных синонимов служит для характери­ стики здорового, крупного сложением человека: дюжий — ражий (АН-1: Простореч.) — родный (Глин.). Диалектные названия выступают в говорах с разной сте­ пенью активности. Так, слово кволый из ряда синонимов, ха­ рактеризующих слабого человека, записано во всех обсле­ дованных пунктах; слово дробный (особенно дробненький )— в большинстве сел; диалектные слова моделый и затомнелый были отмечены в немногих пунктах. Распространены в гово­ рах прилагательные гладкий, дюжий, длиннобудылый, куля- вый, кучерявый, нехалявый. Слово смоляной (загорелый до черноты) активно употребляется в речи жителей сел Мб- наенки и Кузмёнки, Арсеньевского района. В то же время общенародные эквиваленты слабый, болезненный; здоровый, полный, упитанный все чаще звучат в обследованных дерев­ нях и селах. В группе диалектных прилагательных, характе­ ризующих человека по внешнему виду и физическим особен­ ностям, обнаруживаются устарелые слова, бытующие в речи старшего поколения: личманистый, моделый, рахманный, чукавый. Слова родный (родной) и родный (крупный, видный) яв­ ляются внутридиалектными омонимами. Звуковой оболочке слов дробный, кулявый, рахманный, чукавый по говорам соответствуют разные значения, т. е. здесь мы имеем дело с лексическими диалектными различия­ ми плана содержания 10. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=