ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

ни бога», «с именем бога» (может быть даже «ради имени бога»); сделать что-нибудь во имя боаа = «сделать что-нибудь ради имени бога» или просто «ради бога» (ср. употребление указанного сочетания в смысле «ради имени моего, носимого вами»). Часто все эти значения сосуществовали почти в каж­ дом отдельном случае употребления конструкции во имя... Ср. творить дела (или чудеса) во имя бога: «творить именем бога» и «от имени бога» и «во славу имени бога». Ср. также выражения собрать во имя мое, крестить во имя мое, где вто­ рое значение «во славу имени моего» надстраивается над пер­ вым —- «собрать под моим именем», «крестить моим именем» (приобщить к христианству, сделать христианином). Большая расчлененность этого выражения в евангельских текстах наб­ людается при употреблении притяжательного местоимения мое ; когда на месте его употребляется родительный притяжа­ тельный, первоначальное значение сочетания (связь с име­ нем) несколько ослабевает (ср. во имя отца и сына и святого духа). Таким образом, выражение во имя бога уже в евангель­ ском употреблении подвергается процессу фразеологизации, но внутренняя форма его еще не стирается. Многие выражения, включающие в свой состав во имя бо­ га, во имя отца и сына и т. п., вне евангельского контекста утрачивают внутреннюю форму. Ср. часто цитируемое писате­ лями евангельское изречение: благословен грядущий во имя господне. Благословен грядый во имя Господне! (Дмитриев, запис­ ка С. Н. Глинке, 1824 г.). Выражение во имя господне в ус­ тах священнослужителей стало своеобразной формулой, шаб­ лоном. Со. употребление этого выражения протопопом Авваку­ мом 4 А егда обнажихся во имя его пресвятое и от труда пова­ лился в темнице, молитву говорю лежа (Аввакум, Письма к боярыне Ф. П. Морозовой. Речь идет только о том, что он раз­ делся, ложась спать; во имя здесь не несет никакой смысло­ вой нагрузки). В общенародном употреблении укрепилось сочетание кре­ стить во имя бога. В связи с тем, что обряд крещения сопро­ вождался называнием младенца именем какого-нибудь свя­ того, появляется сочетание крестить во имя кого-нибудь, где крестить выступает в значении «назвать». На основе сближе­ ния значений глаголов крестить (окрестить) и называть (ка- 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=