ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.
О. П. Ермакова О ПРЕДЛОГЕ ВО ИМЯ История образования отыменных предлогов — процесс сложный. Изучение его представляет большой интерес само по себе и для понимания особенностей функционирования этой большой группы вторичных предлогов в системе совре менного языка. Исследованию общих тенденций в развитии системы вторичных предлогов, и отыменных в том числе, по священы специальные работы *. Однако для изучения этого процесса представляет интерес история каждого отдельного предлога. Некоторое своеобразие в становлении и современ ном употреблении целевого предлога во имя будет показано в этой статье. Как известно, подавляющее большинство вто ричных предлогов возникли в сфере деловой письменности 2. Предлог во имя берет свое начало из евангельского выраже ния во имя бога (во имя отца и сына и т. п.). Но до функцио нирования в роли целевого предлога выражение во имя про шло сложный путь развития. Уже в евангельских текстах выражение во имя имело раз нообразное переносное употребление. Так, в Мариинском евангелии 3 употребление, при котором существительное имя выступает в прямом номинативном значении, а вся конструк ция выражает чисто объектные отношения, представлено лишь одним типом сочетания ( верить во имя его ) : Елико же ихъ приютъ и дастъ имъ Власть чадсмъ Бжиемч. быти. Вероужштимъ въ има его (Иоанн, I, 7). В других типах сочетаний выражение во имя выступает в фразеологически связанном значении как один из компонен тов фразеологического сочетания. Значение выражения во имя бога в евангельских текстах допускает различное толкование. Ср. просить во имя бога — «просить именем бога» (с помощью имени); пророчествовать во имя бога — «от имени бога», притти во имя бога—«от име- 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=