ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

газеты «Коммунар» от 9/II-66 г. Рабочий В. Чекрыжев пи­ шет в редакцию газеты: «Трудно мне пришлось. Особенно на первых порах. При­ ходишь с работы и сразу за уроки, а вечером бежишь в шко­ лу. Чуть выкроишь свободное время — в читальный зал спе­ шишь. Иногда глянешь на улицу, погода такая, что, кажет­ ся, швырнул бы учебники да на каток». В отрывке обилие форм 2-го лица, и все они обозначают действия говорящего, неоднократно повторявшиеся в тече­ ние всего учебного года или даже нескольких. Местоимение «мне» подчеркивает, что действия относятся именно к 1-му­ лицу, формы 2-го лица можно заменить формами 1-го. Сле­ довательно, пары приходишь — прихожу бежишь — бегу выкроишь — выкрою спешишь — спешу глянешь — гляну соотносительны. В этом примере общая атмосфера отрывка подсказыва­ ет, что действия повторяющиеся. Иногда же сам лексиче­ ский материал, сама выраженная предложением инфор­ мация указывает на повторяемость действия. Например: «Валя... Ох устала я, будто ничего и не делала сегодня, а так устала, так устала... (В полусне). Бегаешь все, ста­ раешься — и так один день на другой похож, а ты все бега­ ешь, бегаешь» (А. Арбузов. Иркутская история). Сочетанием «один день на другой похож» подчеркивается повторяемость действий героини; происходит особое обобще­ ние действий, которые совершал сам говорящий неодно­ кратно. В качестве своеобразных указателей на повторяемость действий могут выступать наречия, типа «часто», «снова» и г. д. Например: Иногда утром ляжешь —устал, а не спишь. Не спишь и думаешь: сколько же в самом деле приходится сдерживать­ ся нашему брату военному!» (К. Симонов. Солдатами не рождаются). Здесь повторяемость, обычность действий подчеркивает­ ся словами «иногда утром», т. е. не очень часто, но неодно­ кратно. По нашим наблюдениям, формы 2-го лица довольно ред­ ко обозначают действия говорящего, которые являются еди- 186

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=