ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

Форму «.не сдвинешь» можно соотнести с инфинитивом «не сдвинуть», если говорящий хочет подчеркнуть само дей­ ствие. Но можно сопоставить данную форму с сочетанием «никто не сдвинет», чем подчеркивается невозможность со­ вершения этого действия кем бы то ни было, тогда форма «не сдвинешь» соотносительна с сочетанием слов, следова­ тельно, синонимия здесь выходит за пределы морфологиче­ ской. Как известно, понятия «соотносительности» и «синони­ мии» близкие, хотя и не тождественные. Соотносительность — более широкое понятие, хотя в исследованиях последних лет ему придается несколько суженный объем. Вот, например, употребление термина «соотносительный» в книге В. В. Ви­ ноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»: «Стилистика языка, или структурная стилистика, описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения, 'Связи и взаи­ модействия разных соотносительных частных систем форм, слое, р'ядов слов и конструкций внутри единой структуры языка как «системы систем» (стр. 5). Не каждая разновид­ ность «взаимоотношений, связей, взаимодействий» обладает характером оинонимизации, но любой случай синонимиза- ции форм или слов представляет собой разновидность соот­ носительности языковых единиц. Исследуемые нами формы глагола и соотносительны, и синонимичны. Их соотноситель­ ность сложилась, но-видимому, давно, но продолжает раз­ виваться, охватывая все новые и новые формы и словосо­ четания. Собранный материал рассматривался в аспекте соотно­ сительности форм 2-го л. с другими глагольными формами. Формы считались соотносительными, если мысль в резуль­ тате замены формы 2-го лица какими-либо другими не пре­ терпевала изменений. Материалом для анализа послужили самые различные разностильные источники. Были использованы современные художественные произведения, прозаические и поэтические, в которых стилевое богатство отражается в наибольшей сте­ пени. Анализировались также различные газеты, областные и центральные; часть примеров взята из журналов «Моск­ ва», «Нева», «Крокодил», «Работница», есть примеры из научной и научно-популярной литературы. Исследуемый материал позволил выделить ряд глаголь­ ных форм, которым соответствует форма 2-го лица единст­ венного числа. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=