ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

ей шею (А. М. Горький, Бабушка Акулина, т. II, стр. 144); Леночка благодарно расплакалась, что еще больше распо­ ложило провожавших в ее пользу (Л. Леонов, Русский лес, стр. 245). Но даже и подобные предложения, не несущие специаль­ ной стилистической функции, все-таки осознаются авторами как несколько тяжеловесные конструкции. Они очень редко употребляются в поэтической речи. Достаточно сказать, что в поэмах А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья разбойники», «Бахчиса­ райский фонтан», «Цыганы», «Анджело», «Медный всадник», в трагедии «Борис Годунов», в «Сказке о мертвой царевне» нет ни одного сложного предложения с относительно-присо­ единительными придаточными. В «Домике в Коломне» толь­ ко одно такое предложение (Когда-нибудь придется же ему Брить бороду себе, что несогласно с природой дамской» — XI), а в романе «Евгений Онегин» — всего 7 предложений, причем в 5 предложениях часть с относительным словом оформлена как вставное предложение: Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг; Но в чем он истинный был гений, Что знал он тверже всех наук... — Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон, за что страдальцем кончил он Свой век блестящий и мятежный...— гл. I, VIII; Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) Его честили так и сяк —гл. IV, XVIII; Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я...) — гл. VI, XXIII; ...И человека растянуть Он позволял не как-нибудь. Но в строгих правилах искусства, По всем преданьям старины (Что похвалить мы в нем должны) — гл. VI, XXV; Ужель и впрямь и в самом деле, Без элегических затей, Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? И ей ужель возврата нет? — гл. VI, X, IV; ...Где Терпсихоре лишь одной дивится зритель молодой (Что было также в прежни леты, во время ваше и мое) — гл. VI; ...Тут был в душистых седи­ нах Старик, по-старому шутивший: Отменно, тонко и умно, Что нынче несколько смешно — гл. VIII, XXIV. В языке художественной прозы А. С. Пушкина рассмат­ риваемые конструкции встречаются несколько чаще, хотя, конечно, не являются для нее типичными. Так, в «Пиковой даме», «Метели», «Выстреле», «Гробовщике» всего по одно­ му сложному предложению с относительно-присоединитель­ ными придаточными, в «Барышне-крестьянке» 2, в «Стан- 172

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=