ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

которая ведется оружием, победителем всегда будет не тот, который лучше, а тот, который хуже, т. е. который жестче, меньше жалеет и уважает человеческую личность (Андр., Губернатор); У нас еще нет демократии, которая понимала бы свое значение как значение класса самостоятельного... (М. Г., Жизнь Клима Самгина); Клим Иванович Самгин слушал ее веселую болтовню с удовольствием, но он не лю­ бил анекдотов, в которых легко можно найти смысл аллего­ рический (там же); За всю войну только один раз ему при­ шлось иметь дело с вражеским агентом, который действи­ тельно руководствовался совершенно ясными и твердыми идейными убеждениями (Ард., «Сатурн» почти не виден.— Ср.: Неверно считать, что Самгин не любил .анекдотов, или что работник разведки встретил лишь одного агента, т. е. главное предложение в составе сложного получает прямо противоположный смысл с небольшими ограничениями: анекдоты вообще любил, не считая анекдоты определенного типа; агентов видел .много, но лишь один из них был дейст­ вительно идейным противником). Деформация значения главного предложения в пределах сложного и вне его может не быть столь резкой, но тем не менее придаточное предложение необходимо, если оно вы­ полняет ограничительную роль. Например: Я стал слушать: дело шло о юноше, который любил деву, убивает ее и т. д. (Т., Андрей Колосов); Некоторые просту­ дились, и в том числе больной, который стучит (Андр., Приз­ раки.— Речь идет о больнице, где все больные, а тот, о ко­ тором идет речь, выделяется своим особым признаком); ...его сделала непостижимо живучим, почти бессмертным его страшная воля, его безумная мечта о дверях, которые долж­ ны быть открыты (там же). Таковы выделенные на имеющемся материале разновид­ ности сложных предложений с обязательным придаточным. Придаточное предложение этих конструкций очень тесно свя­ зано с тем существительным, к которому оно относится, оно составляет с ним единое целое, а через эту связь с сущест­ вительным оно связано со всем главным предложением. Конструкции, в которых придаточное связано с существительным, но не обязательно для главного предложения Значительную группу сложноподчиненных предложений составляют такие, в которых главное и придаточное относи­ тельно более свободны по отношению друг к другу. Каждое 164

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=