ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

дцать третьего столетия — легко и приятно (М. Кольц., 1, 384). Ср. также: ( Ст о лицын ) : Нет, наказать меня и нужно, и умно. (Хмельницк., 375). Ср. также у Маяковского п'ри опущенном инфинитивном обороте: Даже от холода бить в ладоши ни­ кто не решается — нельзя, неуместно (6, 302). Во всех данных примерах слова категории состояния с модальным значением имеют те значения, которые были от­ мечены выше; кроме того, слова можно—нельзя имеют зна­ чение «легко—трудно», поэтому останавливаться на анализе значений их мы не будем. Выдвижение инфинитива или инфинитивного оборота на место подлежащего в предложении, естественно, влечет за собой в речевом акте использование слов категории состоя­ ния в функции сказуемого; таким образом, независимый син­ таксически и значимый лексически один или вместе с зави­ симыми словами инфинитив, с одной стороны, и зависимый синтаксически, но значимый лексически модальный предика­ тив, с другой стороны, стремятся как бы занять самые край­ ние позиции в предложении, создавая своеобразную «рам­ ку», «рамочную конструкцию»: инфинитив или инфинитив­ ный оборот+СЛОВО категории состояния. Именно поэтому порядок слов, членов предложения, становится не только условием, предопределяющим синтаксическую функцию слов, но и условием, изменяющим структуру предложения в це­ лом. Кроме того, при построении таких предложений наблю­ даются другие структурные особенности в расположении прежде всего главных, непосредственно составляющих пред­ ложение членов, т. е. наблюдается своеобразный синтакси­ ческий параллелизм, под которым мы понимаем параллель­ ное расположение главных членов в отношении друг к другу, а также к прочим членам предложения. Вот некоторые при­ меры такого синтаксически параллельного расположения главных членов предложения: Это будет одна из тех грозных, исторических бед, которые предвидеть и избегнуть заблаговременно можно, но от кото­ рых спастись в минуту разгрома трудно или совсем нельзя (Герц., 12, 84). Ср. также: Разобраться в этом было нетрудно, помочь устроиться в школу в общем тоже можно («Известия»). В данных предложениях происходит своеобразное под­ равнивание структуры наречно-инфинитивных предложений 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=