ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.
вает на то, что предлог с в сочетании с тв. существительного б целом имеет «сопроводительное» значение; при этом мо гут возникать добавочные значения, что зависит от вещест венного значения существительного. Общее значение «соп ровождения» при этом сохраняется, «добавочное» же значе ние выражается в «характеристике действия» («пью чай с удовольствием» 6) . В. В. Виноградов, говоря о синтаксических отношениях, выражаемых предлогом, также подчеркивает «комитативные отношения, т. е. отношения, обозначающие сопровождение, совместимость, соучастие...» 7. В сочетании с с творительным В. В. Виноградов указывает значение обстоятельства образа действия («обнаруживания чего-нибудь; так, что проявляет ся что-н.»8). Как раньше Ф. Буслаев, В. В. Виноградов объ ясняет развитие с в сочетании с творительным влиянием за падноевропейских языков. Сочетания с с тв. и в с предл. над., имеющие обстоятель ственное значение, изучались составителями «Грамматики русского языка» АН СССР. Вслед за составителями этой грамматики А. Н. Гвоздев обращает внимание на лексиче скую сторону существительных, входящих в сочетание с предлогом с. Он говорит, что такие существительные чаще всего относятся к числу отвлеченных: шел с усилием, гово рил с подъемом, работал с увлечением и т. п .9. Предлоги с и в, по определению Гвоздева, конкретизируют действие «путем указаний на состояние деятеля»: говорил с усилием, в запальчивости нагрубил и пр. «Эти состояния... наклады вают отпечаток на характер действия, но с меньшей опреде ленностью, чем качественные обстоятельства»10. А. Н. Гвоз дев, как видим, рассматривает предложные сочетания су ществительных в сопоставлении с качественными наречиями. Авторы «Грамматики русского языка» АН СССР обра щают внимание и на значение глаголов, к которым обычно относятся обстоятельства типа с удовольствием, с радостью, с гневом. Это чаще всего глаголы «движения, речи, мысли, чувства или чувственного восприятия» и. В. А. Белошапкова замечает, что сочетания отвлеченных существительных с предлогом характеризуют состояние ли ца, совершающего действие: жить в бедности, уснуть в сле зах, сидеть в молчании 12. Сочетания предлога с с тв. пад. и в е предл. выполняют в предложении функции «психологического» обстоятельства. Эта категория, развившаяся в нашем языке сравнительно ✓ 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=