ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

Н. А . П р о н ь СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ А. С. ПУШКИНА В роли обстоятельств образа действия в художественной прозе Пушкина, наряду с наречиями и деепричастиями, вы­ ступают конструкции с предлогами: с, в (во), без, по, до, от, из, наподобие. С с творительным существительного: с усили­ ли улыбнулась, было, принято с явной неблагосклонностью, с любопытством стал рассматривать, отвечал с твердостью («Капитанская дочка»); говорил с лукавой усмешкой («Ба­ рышня-крестьянка»); в с предложным: в рассеянии стал на­ свистывать, закричал в исступлении, сказал в бешенстве («Капитанская дочка»); сидел в задумчивости, в мучитель­ ном волнении ожидал («Станционный смотритель»). Все эти сочетания указывают на образ и способ действия. Среди них выделяются сочетания существительных в тв. пад. с предлогом с и в предо, пад. с предлогом в (во), роль ко­ торых в языке сложная. Эти сочетания и составляют глав­ ный предмет наших наблюдений. Более употребительным является сочетание с с тв. пад. В художественной прозе Пушкина зто сочетание использует­ ся в несколько раз чаще, чем оборот в с предл. пад. (при­ мерно четыре к одному). Однако заметной разницы в функ­ циях обоих сочетаний нет, поэтому отграничивать одно от другого не имеет практического смысла. Употребление соче­ тания предлога с с тв. пад. зависит, по-видимому, от лекси­ ческого значения определяемого глагола и существительного и потому не может быть подменено существительным с пред­ логом в. Очень редко глагол «терпит» оба сочетания суще­ ствительного с разными предлогами: Горюхинцы... с ужасом (в ужасе) разошлись по домам («История села Горюхина»); Князь Лыков поднял голову с подушки и с изумлением (в изумлении) повторил... («Арап

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=