ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

Я мечтал все время сделаться или доктором, или ученым исследователем, открывающим новые горизонты в науке (Морозов, Повести моей жизни). В разговорной речи субстантивированное слово ученый не порывает связи с исходной адъективированной формой и имеет значение: «тот, кого учили, наученный, а потому знаю­ щий, образованный». Примеры: 1) Дедушка отчужденно поглядел на него и с усмешкой себе на уме провел пальцами по бороде. — А вот науку превзошел — дохтуром стал. Из просто­ народья ученых не бывало (Гладков, Лихая година); 2) — Можно и дома. Было бы желание,—-сказал Про­ хор,—А вам что ж, нравятся ученые? — О, да! — А просто умные, сильные? — Умному и сильному очень нетрудно сделаться образо­ ванным. Да. (Шишков, Угрюм-река, т. I); 3) Ученого учить только портить (Пословица). В первом и втором примерах ученый близко по значению к субстантивированному слову образованный, что и подчер­ кивается во втором примере. В пословице ученый синони­ мично слову знающий. Субстантивированное причастие ученый, не порывающее семантической связи с адъективированным причастием, имеет лишь частичную, слабую субстантивацию. Подтверж­ дением этого служит сопоставление слова ученые с субстан­ тивированными качественными прилагательными умные и сильные во втором (примере; отмеченным субстантивирован­ ным прилагательным свойственна очень слабая степень суб­ стантивации и отчетливая потенция определительности. Об опосредствованном грамматическом способе субстан­ тивации страдательных причастий прошедшего времени не­ совершенного вида говорит и наличие среди них субстанти­ вированных причастий среднего рода с конкретным или су­ женным, по сравнению -с обычными субстантивированными причастиями среднего рода, значением: мороженое, жареное, соленое, квашеное. Такие субстантивированные причастия стоят в одном лек­ сическом ряду с субстантивированными прилагательными, называющими блюда, кушанья, т. е. с такими словами, как: сладкое, жаркое, пирожное, мясное и подобные. Субстантивированные страдательные причастия прошед­ шего времени несовершенного вида употребляются в речи 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=