ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1968.

крылить, воскресить, возвеличить, возвестить, воспламенить, еосхолмить и др. Примеры: И видит: замок на скалах зубчаты стены воз­ вышает (Пушкин); Кто свяжет время быстротечно и воскры­ лит к бессмертью тлен? (Капнист); Пушкин не знал, как и возвеличить поэтический талант Баратынского, и видел боль­ шого поэта даже в Дельвиге (Белинский). VI. С помощью приставки по- и суффиксов -и(ть), -е(ть) со значением: а) «делать таким, как указано в именной основе»: пояс­ нить, послюнить, пожелтить, поволить; б) «стать, делаться таким, каким указывает именная основа»: пояснеть, поюнеть, поширеть, похмуреть, постро- жеть, попростеть, помягчеть, помилеть, поматереть, получ- шеть, повлажнеть, поважнеть и др. См. примеры: Медленно умирал в ней [Москве] «Наблю­ датель», как вдруг весною 1839 г. вздумал ожить,— и вот поюнел и позеленел (Белинский); Он застыдился и вследст­ вие того помолодел и помилел (Салт.-Щедрин); Краевский поважнел и погордел (Кольцов); Что ж, в воскресенье и в воскресенье [соберемся]. Андрон, тебе как? —Что ж, господа старички..., как вы поволите! (Эртель). VII. С помощью приставки про- и суффикса -и(ть) со значением «распространения действия на весь предмет или сквозь предмет»: прожирить, прошкурить, пропесочить, про­ шляпить, просемафорить, проторить, проворонить, продол­ жить, проветрить и др. Некоторые примеры: — Нас с Немешаевым, к сожалению, сонными захвати­ ли... И как это часовые прошляпили? (Кремлев); К рожде­ ству мужики проторили в сугробах узкие дорожки (Куприн); Губку напитают политурой и дерево покроют. Дадут по­ стоять. Прошкурят — и полировать (Строгова). VIII. С помощью приставок при-, пре-, пере- и суффикса -и(ть) со значениями: а) «прибавления, приближения, неполноты действия» (для приставки при-): приурочить, приручить, приключить , приживить, приобщить, примундирить, приблизить, прикар­ манить, приземлить, пришпилить, принизить, приохотить, пристрастить; б) со значением «черезмерности, преувеличения дейст­ вия» (для приставки пре -) : превысить, преобразить, пре­ кратить»; 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=