Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
- Влияет ли внешний вид диктора на интонацию сообщения? Зависит ли он от той информации, которую дает диктор? На стр.45 учебника приводятся упражнения для тренировки выражения "наличия/существования". Они также могут использовать ся на занятиях в кружке дикторов..,Можно, в частности, выделить средства выражения наличия, характерные для дикторской речи. Например, в сообщении о нерегулярном наличии в конкретном мес те каких-либо, предметов или людей употребляются глаголы встре чаться, бывать. есть, иметься: "В дальневосточной тайге встре чаются редкие виды растений". При сообщении о нерегулярном наличии событий, явлений, процессов употребляются глаголы наблюдаться, иметь место, бывать, отличаться: "В южных районах наблюдаются ливневые дожди". Можно предложить дикторам подгото вить сообщение о погоде в городе пребывания. На заседании кружка по теме "Путешествовать - значит ви деть мир" проверяются задания: - Сообщите о наличии туристских путевок. - Прочитайте описание туристских маршрутов. Подберите нужную интонацию. Создайте определенный змоциональный настрой для поездки (описание маршрутов заранее готовит преподаватель). - Расскажите по институтскому радио о туристских маршру тах студентов из ГДР, из СРВ. Работа кружка дикторов прежде всего сказывается в курсе практической фонетики, где идет отработка интонационных конст рукций и внимание уделяется не только смыслоразличительной, но и стилистической функции русской интонации. Здесь можно испбль- зовать п£ямо связанные с работой диктора задания, например: "Сообщите программу радиопередач на сегодня", "Сообщите о плане проведения экскурсий студентов на 1-й семестр", "Сообщите о плане проведения недели ГДР в институте" и под. Такие задания способствуют отработке Ж-1. ИК-4 вообще стилистически маркиро вана, это журналистский вопрос; в конечной синтагме - сигнал принадлежности сообщения к официально-деловому стилю. Подобные задания отрабатываются на каждом заседании кружка дикторов, не зависимо от его тематики. Одной из эффективных форм внеаудиторной работы является "этнографическая неделя", которая проводится студентами различ ных стран, обучающимися в институте. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=