Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

- Влияет ли внешний вид диктора на интонацию сообщения? Зависит ли он от той информации, которую дает диктор? На стр.45 учебника приводятся упражнения для тренировки выражения "наличия/существования". Они также могут использовать ся на занятиях в кружке дикторов..,Можно, в частности, выделить средства выражения наличия, характерные для дикторской речи. Например, в сообщении о нерегулярном наличии в конкретном мес­ те каких-либо, предметов или людей употребляются глаголы встре­ чаться, бывать. есть, иметься: "В дальневосточной тайге встре­ чаются редкие виды растений". При сообщении о нерегулярном наличии событий, явлений, процессов употребляются глаголы наблюдаться, иметь место, бывать, отличаться: "В южных районах наблюдаются ливневые дожди". Можно предложить дикторам подгото­ вить сообщение о погоде в городе пребывания. На заседании кружка по теме "Путешествовать - значит ви­ деть мир" проверяются задания: - Сообщите о наличии туристских путевок. - Прочитайте описание туристских маршрутов. Подберите нужную интонацию. Создайте определенный змоциональный настрой для поездки (описание маршрутов заранее готовит преподаватель). - Расскажите по институтскому радио о туристских маршру­ тах студентов из ГДР, из СРВ. Работа кружка дикторов прежде всего сказывается в курсе практической фонетики, где идет отработка интонационных конст­ рукций и внимание уделяется не только смыслоразличительной, но и стилистической функции русской интонации. Здесь можно испбль- зовать п£ямо связанные с работой диктора задания, например: "Сообщите программу радиопередач на сегодня", "Сообщите о плане проведения экскурсий студентов на 1-й семестр", "Сообщите о плане проведения недели ГДР в институте" и под. Такие задания способствуют отработке Ж-1. ИК-4 вообще стилистически маркиро­ вана, это журналистский вопрос; в конечной синтагме - сигнал принадлежности сообщения к официально-деловому стилю. Подобные задания отрабатываются на каждом заседании кружка дикторов, не­ зависимо от его тематики. Одной из эффективных форм внеаудиторной работы является "этнографическая неделя", которая проводится студентами различ­ ных стран, обучающимися в институте. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=