Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

теиста учебника второстепенный материал и сведя к минимуму анализ спорных примеров. Доступность означает, что, текст учеб­ ника должен быть написан, во-первых,с использованием унифици­ рованных текстовых блоков и клише, а во-вторых, идя от конк­ ретных примеров к обобщениям, то есть индуктивным путем. На­ конец, наглядность применительно к учебнику по теории языка означает, что иллюстративный материал должен быть сконструи­ рован с использованием, главным образом, базового лексичес­ кого фонда русского языка (см. комплексный учебный словарь •Лексическая основа русского языка" под ред. В.В.Морковкина, М., 1984). Все сказанное касается, видимо, и учебника по ме­ тодике преподавания русского языка как иностранного. В нем следовало бы отдавать предпочтение не абстрактным теоретичес­ ким построениям, а анализу конкретных приемов обучения фоне­ тике, лексике и грамматике русского языка. Наконец,эти тео­ ретические курсы должны быть по возможности более тесно свя­ заны с занятиями по практике речи, вплоть до унификации ил­ люстративного лексического материала. Углубление теоретических и методических знаний студентов связано также с развитием навыков учебно-исследовательской работы. Разумеется, и здесь необходимо учитывать ограниченную языковую компетенцию студентов-включенников. Тем не менее курсовые работы студентов должны представлять собой микроис­ следования со всеми элементами научной работы, пусть и на предельно ограниченном текстовом или словарном материале. Это означает, что необходимо обучать их и пользованию справочной литературой, и составлению библиографии, и основным приемам работы с научной книгой (составление простого и сложного пла­ на, конспектирование, тезирование, реферирование и т.д.). В результате написания курсовой работы студенты-включенники должны приобрести базовые навыки лингвистического мышления и научно-исследовательской работы (анализ, синтез, абстракция, обобщение; классификация материала, аргументация, выводы). Повышению уровня лингвистической подготовки, расширению фило­ логического кругозора студентов служат также спецкурсы и спец­ семинары, тематику которых целесообразно связать с вопросами, изучаемыми в курсе современного русского языка, ф и этом за­ дачей спецкурса является углубление уже изученного материала, а спецсеминар может быть организован с опорой на темы курсорых работ. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=