Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Внеаудиторная работа обладает вместе с тем большим вос­ питательным потенциалом. Она является составной частью воспи­ тания иностранных студентов в духе пролетарского интернациона­ лизма, дружбы народов, борьбы за мир и социальный прогресс (конкурсы политической песни, политические праздники "Юность планеты в борьбе за мир", "Юность планеты обличает", литера­ турно-музыкальные композиции, посвященные праздникам совет­ ского народа, например, "К 800-летию "Слова о полку Игореве", "Любящий тебя Ульянов...", "Они шли рядом" и различные вечера русского языка, работа КИДа и другие формы). Наиболее распространенной формой внеаудиторной работы со студентами-иностранцами традиционно является кружковая. Кружки могут иметь разную тематическую направленность. Одни связаны с дисциплинами курса (углубляют знания по предмету), другие но­ сят методический характер (готовят к внеклассной работе буду­ щего учителя-русиста), третьи развивают страноведческий круго­ зор и т.д. Нам представляется весьма целесообразным создание кружка дикторов. Его деятельность предоставляет широкие возможности для использования таких средств массовой информации, как радио- и телепередачи, что является одним из условий полного овладения русской речью в среде изучаемого языка. Занимаясь в кружке дик­ торов, студент совершенствует произносительные навыки и обуча­ ется основам публичной речи. Расширяется кругозор студентов, их логическое мышление; закрепляются навыки и умения восприя­ тие русской речи на слух и воспроизводства ее; обогащается словарь студентов общественно-политической, производственной, научной лексикой. Занятия кружка дикторов дают возможность ис­ пользования свежей, актуальной общественно-политической и дру­ гой информации, вырабатывают потребность быть в курсе всех важных событий, происходящих в СССР и за рубежом. Кружок ставит перед собой еще одну важную цель - создание обширной фонотеки для будущей работы иностранца в качестве пре­ подавателя русского языка. Фонотеки имеют чрезвычайную цен­ ность: будущие учителя-русисты могут у себя на родине воссоз­ дать русскую речевую среду, вывести учеников и на занятиях, и во внеаудиторной работе за рамки стандартных ситуаций, погру­ зить в реальную жизненную обстановку, где коммуниканты естест­ венно общаются по-русски. К каждому занятию кружка студенты получают определенные 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=