Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

тическую (морфологическую и синтаксическую), а также стилисти­ ческую правильность, или нормированность, языка. Языковую кор­ ректность в определенном смысле можно соотносить с уровнем владения дискурсивными 'языковыми) операциями и действиями. Дискурсивные операции совершаются при образовании различных грамматических конструкций и форм на основе применения сущест­ вующих грамматических правил, в частности, словоизменения, словообразования, в меньшей мере сочетания слов и др. Эти опе­ рации входят компонентами в дискурсивные действия, например, при конструировании и трансформации отдельных предложений или высказываний. Выполнение дискурсивных операций и действий основано на лингвистических знаниях и правилах оформления и использования единиц языка. Согласно А.Л.Леонтьеву, дискурсивные операции и отвечающие им по содержанию навыки называются ”сознательными" (3). С.Ф.Шатилов указывает, что "в отличие от речевого дейст­ вия дискурсивное действие не связывается с ситуацией, и следо­ вательно, зто - типичное языковое действие, состоящее из язы­ ковых дискурсивно-аналитических “ пераций" (6). Дискурсивность или рассудочность действий по построению фраз и их оформлению, специфический языковой характер этого процесса несомненно имеет отличный от речевого психологичес­ кий механизм. На это указывает С.Ф.Шатилов, взаимно противо­ поставляя речевые автоматизмы и "теоретические лингвистичес­ кие знания о языковых явлениях" (6). Овладение дискурсивными операциями и действиями происходит в процессе сознательного и целенаправленного усвоения грамматики языка, соответствующих парадигм, правил и исключений. Вознращаясь к особенностям письменной речи, необходимо напомнить, что ее отсроченный характер по формулированию и оформлению содержания речевого произведения позволяет неодно­ кратно возвращаться к написанному, обдумывать и корректиро­ вать его. Существенную роль в качественной стороне письменной речи играют языковые знания субъекта, владение им дискурсивны­ ми (языковыми) навыками, умениями выполнения дискурсивных дей­ ствий. &га сторона продуктивной письменной речи может служить компенсаторным средством неполностью сформированных или авто­ матизированных речевых навыков иностранных учащихся, например, для восстановления в памяти забытых грамматических форм от­ дельных слов и т.п. €4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=