Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

А.Г.ВИШНЯКОВ Тульский политехнический институт ДИСКУРСИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ПЕРЕВОДА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ Как вид речевой деятельности письменная речь обладает рядом специфических черт. В первую очередь это относится к ее развернутости, полноте, произвольности, организованности. По­ рождение письменной речи, по-видимому, аналогично модели по­ рождения устной, - наличием в своей структуре побудительно- моткЕационного, формирующего и реализующего уровней, - и в то же время имеет свои особенности. В ней усилена грамматичность значений, так как письменная речь в большей мере привязана к внешней форме выражения. В отличие от спонтанной устной речи, речь письменная требует более сознат.. .ьного ранжирования средств языка для адекватного выражения замысла и смысла ре­ чевого произведения, соответствующего структурирования и оформления предложений, определения в них места слов и их связей друг с другом. Письменную речь можно характеризовать как отсроченную во времени, поскольку субъект может неоднократно возвращаться к замыслу с тем, чтобы добиться совершенства его реализации, использовать развернутую внутреннюю речь и языковой анализ. Осуществление полноценной письменной речи требует соответст­ вующего уровня языковой подготовки обучаемых, причем те ошиб­ ки, которые допустимы в устной речи, часто оказываются непоз­ волительными в речи письменной. Таковы, например, усеченность синтаксических конструкций, нарушение логики изложения, мор­ фологические ошибки и т.д. Сходен с письменной речью по основным параметрам пере­ вод в своей письменной форме, которая является основной при овладении этим видом речевой деятельности иностранными сту­ дентами. Критерии, характеризующие письменную речь, во многом адекватны критериям перевода при учете его психолингвистичес­ ких и коммуникативных особенностей. Среди параметров, характеризующих письменную речь (ло­ гичность, связность, полноте, точность и др.), целесообразно выделить показатель языковой корректности, отражающий грамма- ВЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=