Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

всего научно-популярный подстиль. Образцом такого подстиля является текст "Эстетика строительства". Он дает возможность более широко знакомить студентов со специальностью, дополнять речевые упражнения такими заданиями: прочитайте текст, выдели­ те в нем смысловые части, составьте назывной план; придумайте предложения со словами: температура, влажность.... технологи­ ческий процесс, промышленная эстетика; в предложениях вырази- ' те важность соблюдения мер по охране труда. При этом выполня­ ются задания, дающие возможность указать и запомнить стилисти­ ческие особенности анализируемых текстов (задания типа: объяс­ ните, к какому стилю языка принадлежит текст "Эстетика строи­ тельства", докажите свою мысль и др.). Не менее важной при обучении языку специальности являет­ ся лингвострановедческая работа. Морально-этические проблемы, связанные с научно-технической революцией, затрагивают все сферы производства, в том числе и строительство. Лингвострано­ ведческая работа проводилась при анализе узкоспециальных текс­ тов (частично) и научно-популярных текстов. Это такие типы за­ даний, как: прочитайте вслух пословицы: не красна изба углами. а красна пирогами; красна птица пером, а человек умом; обрати­ те внимание на значение слова красный - "красивый"; объясните, как вы понимаете смысл пословиц; назовите слова, которые могут сочетаться со словами красота - красна в предложении из текста "Проект"; прочитайте высказывание Н.А.Добролюбова: "Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выраже­ нии лица, в том жизненном смысле, который в нем проявляется? - подумайте, как его можно использовать, решая проблемы эстетики строительства. При работе над текстами по специальности в кубинской аудитории учитывалась ее национальная специфика: быстрая ре­ акция, эмоциональность, умение театрализовать диалог и др. Наибольший интерес у студентов вызвали страноведческие тексты (5), рассказывающие о профессионализме и смекалке туль­ ских оружейников. Преобладание разговорного стиля, большое ко­ личество диалогов сделали эти тексты особенно эмоциональными. Система заданий, направленная на воспроизведение диало­ гов, составление диалогов и монологов помогает кубинским сту­ дентам ощутить морально-этические проблемы, связанные с НТР, овладением профессией. (Сравните задания: объясните, как вы понимаете выражение "каждый человек живет для того, чтобы 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=