Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
по общеинженерным специальностям. Студенты должны читать и понимать тексты, беседовать на заданную тему, задавать воп росы лектору, попросить преподавателя повторить фразу, разъяс нить какое-либо положение лекции. Поэтому преподаватели-русис ты проводят на своих уроках как бн опережающее обучение. Пре подаватель добивается автоматизма употребления необходимых грамматических и синтаксических конструкций в речи студентов. На уроках студенты овладевают научным стилем, активизи руют конструкции типа "что является чем...", "как (чем) назы вается что...", "что влияет на что...", "что пропорционально чему", "что связано с чем" и т.д. Но этого мало. При изучении специальных предметов у студентов вызывает затруднения лекси ко-фразеологический материал, необходимый для успешного овла дения общеинженерннми специальностями. Возникают вопросы, не предусмотренные преподавателем, так как техническая компетент ность учащихся далеко неодинакова. Коммуникативные потребности диктуют необходимость введе ния хотя бы в пассивный словарь уже на начальном этапе обуче ния таких слов-терминов, как. ГАЙГСА-, БОЛТ, АРМАТУРА, БУРТИК и других. Без них невозможно успешное и эффективное освоение основных предметов. Приведем фрагменты некоторых занятий. Проходя тему "Компоновка редукторе", преподаватель рису ет эскиз вала и по ходу объясняет порядок выбора размеров конструкционных элементов. Предварительная самостоятельная ра бота над лексическим материалом помогает повысить компетент ность студентов и облегчает проведение занятия. Тем не менее у студентов появляются вопросы о значении некоторых слов, ко торые они не поняли в процессе подготовительной работы и в речи преподавателя. На объяснение этих слов уходит время, за-' держивается усвоение основного материала. Преподаватель: - Высоту буртика выбираем исходя из конструктив них соображений. Студент: - Скажите, пожалуйста, что такое буртик? Преподаватель: - Буртик - это поясок на валу, служащий для осевой фиксации детали. Преподаватель показывает плакат с изображением модели. На занятии по специальности "Металловедение", студентам розданы карточки е фотографиями, на которых представлена микро 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=