Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Преподаватели кафедры с учетом наших рекомендаций рабо­ тают над созданием и реализацией учебно-речевых ситуаций на основе имеющихся наблюдений и предполагаемых обстоятельств, в которых могут оказаться студенты. Сферы общения, как явст­ вует из таблицы, подразделяются на социально-бытовые, соци­ ально-культурные, учебно-профессиональные и другие. Прежде всего преподаватели широко используют возможнос­ ти учебника. На занятиях организуются игровые микроситуации, моделирующие естественное речевое общение. Преподаватель опи­ сывает студентам»перспективу, т.е. объясняет, где, в какой реальной ситуации может состояться данный разговор. При изучении темы "Путь, равный столетиям" (учебник "Старт-3") студентам предлагается задание: "Расспросите сво­ их товарищей, студентов-старшекурсников о производственной практике. Запишите их рассказ". Но прежде чем студенты при­ ступят к выполнению задания, проводится подготовительная ра­ бота. Объясняется, что на четвертом курсе они будут проходить практику на заводе; необходимо, чтобы они поговорили со стар­ шекурсниками и попросили поделиться своими впечатлениями. Иногда разговор идет в форме интервью. В слабых группах предлагаются речевые образцы, которые становятся опорой бу­ дущей беседы с интервьюируемым. В более сильных слушателям предлагается составить опорные вопросы. Чак правило, эти вопросы становятся объектом коллективного обсуждения, дора­ ботки, корректировки с точки зрения адекватности речевого поведения предстоящей ситуации общения. Преподаватель также участвует в разговоре, задает уточняющие вопросы, которые ломогают учащимся определить направление поиска. Эго дости­ гается в тех случаях, когда ситуации близки к реальной жизни и способствуют творческому применению знаний. Зачастую препо­ даватель выходит за рамки учебника и организует занятия с учетом будущих коммуникативных потребностей студентов, про­ водит урок в форме дискуссии. Такие уроки возможны, когда студенты имеют необходимый лексико-грамматический запас. Приведем один из фрагментов урока-дискуссии, предметом которой было взаимоотношение между инженером и рабочим. Преподаватель: - Представьте себе, что Вы получили диплом и работаете на одном из 'заводов у себя на родине. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=