Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

для получения студентами-включенниками прежде всего лингво­ страноведческой информации. Полагаться здесь только на сам факт естественного языкового окружения и вынужденного бытово­ го общения с советскими студентами, конечно же, нельзя. Язы­ ковое окружение "не способно влиять на овладение языком, ес­ ли оно не выступает как психологический фактор - то есть не обусловливает специфического о т н о ш е н и я к нему сту­ дентов и специфической д е я т е л ь н о с т и по его ос­ воению" (А.А.Леонтьев). Итак, специфика включенного обучения заключается в том, что, во-первых, это часть общего курса, проходимого в нацио­ нальных вузах; во-вторых, это обучение в условиях естествен­ ной языковой среды под руководством преподавателей - естест­ венных носителей языка и в обстановке вынужденного бытового общения с другими носителями изучаемого языка; в-третьих, это обучение студентов-филологов - будущих преподавателей русского языка, для которых русский язык является не только средством, но и целью обучения, а это предполагает ориента­ цию на программу для студентов-филологов и вызывает к жизни проблему преподавания студентам-включенникам теоретического курса современного русского языка. Отсюда вытекают и основ­ ные задачи включенного типа обучения, среди которых: а) коррекция и совершенствование практических навыков владения языком; б) углубление теоретических и методических знаний; в) развитие навыков учебно-исследовательской работы; г) углубление научного мировоззрения студентов, в том числе - через изучение общественных дисциплин; Д) развитие профессиональных навыков; - е) ознакомление студентов с советской действительностью. Разумеется, все эти задачи должны решаться комплексно. К концу обучения в советском вузе языковые трудности должны быть сняты в такой степени, чтобы они не затрудняли дальней­ шее обращение студентов к научной и учебной литературе по специальности, к средствам массовой информации, публицистике, словарно-справочной и художественной литературе с целью са­ мостоятельного поиска и приобретения необходимых знаний. . Впервые попадая в русскую языковую среду, студенты час­ то сталкиваются с трудностями как в пассивном, так и в ак- 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=