Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

жанию высказываемого. В процессе совместной деятельности у студентов возникает объективная необходимость что-то сказать друг другу. Практическая деятельность студентов: учеба, экскурсии,, посещения зрелищных мероприятий, общение - явля­ ются мотивационной основой речи и создают условия для актив­ ного говорения по-русски. Роль мотивации велика на всех этвпах обучения, вот по­ чему мотивационному аспекту речевой деятельности должно быть уделено первостепенное внимание. Причем задача состоит не столько в формировании, сколько в поддержании мотивации обучения. Повышающим мотивацию фактором является прежде всего организация учебного процесса в соответствии с практи­ ческими целями. Учет специальности учащихся - сильный стимул повышения их мотивационной готовности. В свете психологических предпосылок большое значение имеет фактор взаимосвязи уроков русского языка с занятиями, которые проводят преподаватели специальных предметов. Расскажем об опыте работы кафедры русского языка Ново­ московского филиала МХТИ имени Д.И.Менделеева по Программе, включающей следующие элементы: сферы общения-, типичные ком­ муникативные ситуации, ключевые слова, мотивы. Ниже приводится фрагмент программы по развитию устной русской речи на подготовительном факультете, готовящем сту­ дентов по инженерным специальностям. Причем устно-язычная часть представлена в виде перечня типичных коммуникативных ситуаций. При составлении были использованы материалы статьи В.Л.Оалкина "Ситуация, тема, текст в лингвометодическом аспекте"//РЯЗЖ. Ж1 3. 1983. С. 57-58. Таблица составлена на основе действующей типовой программы по русскому языку для студентов, обучающихся на подготовительных факультетах ву­ зов СССР. М., 1984. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=