Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
жанию высказываемого. В процессе совместной деятельности у студентов возникает объективная необходимость что-то сказать друг другу. Практическая деятельность студентов: учеба, экскурсии,, посещения зрелищных мероприятий, общение - явля ются мотивационной основой речи и создают условия для актив ного говорения по-русски. Роль мотивации велика на всех этвпах обучения, вот по чему мотивационному аспекту речевой деятельности должно быть уделено первостепенное внимание. Причем задача состоит не столько в формировании, сколько в поддержании мотивации обучения. Повышающим мотивацию фактором является прежде всего организация учебного процесса в соответствии с практи ческими целями. Учет специальности учащихся - сильный стимул повышения их мотивационной готовности. В свете психологических предпосылок большое значение имеет фактор взаимосвязи уроков русского языка с занятиями, которые проводят преподаватели специальных предметов. Расскажем об опыте работы кафедры русского языка Ново московского филиала МХТИ имени Д.И.Менделеева по Программе, включающей следующие элементы: сферы общения-, типичные ком муникативные ситуации, ключевые слова, мотивы. Ниже приводится фрагмент программы по развитию устной русской речи на подготовительном факультете, готовящем сту дентов по инженерным специальностям. Причем устно-язычная часть представлена в виде перечня типичных коммуникативных ситуаций. При составлении были использованы материалы статьи В.Л.Оалкина "Ситуация, тема, текст в лингвометодическом аспекте"//РЯЗЖ. Ж1 3. 1983. С. 57-58. Таблица составлена на основе действующей типовой программы по русскому языку для студентов, обучающихся на подготовительных факультетах ву зов СССР. М., 1984. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=