Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
Исследованием речевой ситуации и ситуативности общения давно занимаются советские психологи, лингвисты, методисты А.А.Леонтьев, И.Я.Зимняя, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, И.М.Берман, В.А.Бухбиндер, М.Н.Влтютнев, Э.П.Сосенко и дру гие. Они раскрывают тесную связ.ь между коммуникативной си туацией и речью и показывают, как это взаимоотношение может найти выход в лингводидактику. Развивая мысль об эффектив ности обучения иноязычной речи в естественноречевых ситу ациях, В.Л.Скалкин ставит вопрос об отражении в программе ситуативно-тематического и структурно-лексического содержа ния подкурса (курса) иностранного языка (I). Он утверждает, что решить проблему оптимизации управле ния процессом порождения устной речи на занятиях нельзя, не выходя за пределы психофизиологии речи. Любой акт речепроиз водства есть коммуникационная система, которая состоит из лингвопсихологических систем участников общения (коммуника торов, по терминологии Э.П.Шубина) (?). Если это так, то на передний план выдвигается коммуникативный подход к речепро изводству и модели овладения этим процессом на чужом языке. Речевая ситуация представляет собой систему взаимодей ствующих факторов, вовлекающих человека в языковую коммуни кацию и определяющих его речевое поведение. Компонентами последнего являются обстоятельства действительности, в кото рых протекает коммуникация, отношения между коммуникантами, речевое побуждение и реализация данного коммуникативного акта (3). Для речевого общения важна сама личность коммуни канта: "его психофизиологическое состояние, жизненный опыт, знания, моральные ценности и т.д. От восприятия им объектив ных обстоятельств нередко зависит сам факт существования речевой ситуации. Подобную мысль высказывает и А.А.Леонтьев: "Источники стимулов речи восходят к глубинам психической ак тивности человеческой личности" (4). Коммуникативно-деятельностный подход к говорению, сфор мулированный А.А.Леонтьевым, развивают в своих работах И.А.Зимняя, О.Д.Митрофанова и др. Деятельностный подход к говореншо как объекту обучения означает формирование у обучающегося потребности говорить на иностранном языке как первопричины этой деятельности. В цент ре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения - студент с его потребностями, интересами, отношением к содер- 6В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=