Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Исследованием речевой ситуации и ситуативности общения давно занимаются советские психологи, лингвисты, методисты А.А.Леонтьев, И.Я.Зимняя, В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, И.М.Берман, В.А.Бухбиндер, М.Н.Влтютнев, Э.П.Сосенко и дру­ гие. Они раскрывают тесную связ.ь между коммуникативной си­ туацией и речью и показывают, как это взаимоотношение может найти выход в лингводидактику. Развивая мысль об эффектив­ ности обучения иноязычной речи в естественноречевых ситу­ ациях, В.Л.Скалкин ставит вопрос об отражении в программе ситуативно-тематического и структурно-лексического содержа­ ния подкурса (курса) иностранного языка (I). Он утверждает, что решить проблему оптимизации управле­ ния процессом порождения устной речи на занятиях нельзя, не выходя за пределы психофизиологии речи. Любой акт речепроиз­ водства есть коммуникационная система, которая состоит из лингвопсихологических систем участников общения (коммуника­ торов, по терминологии Э.П.Шубина) (?). Если это так, то на передний план выдвигается коммуникативный подход к речепро­ изводству и модели овладения этим процессом на чужом языке. Речевая ситуация представляет собой систему взаимодей­ ствующих факторов, вовлекающих человека в языковую коммуни­ кацию и определяющих его речевое поведение. Компонентами последнего являются обстоятельства действительности, в кото­ рых протекает коммуникация, отношения между коммуникантами, речевое побуждение и реализация данного коммуникативного акта (3). Для речевого общения важна сама личность коммуни­ канта: "его психофизиологическое состояние, жизненный опыт, знания, моральные ценности и т.д. От восприятия им объектив­ ных обстоятельств нередко зависит сам факт существования речевой ситуации. Подобную мысль высказывает и А.А.Леонтьев: "Источники стимулов речи восходят к глубинам психической ак­ тивности человеческой личности" (4). Коммуникативно-деятельностный подход к говорению, сфор­ мулированный А.А.Леонтьевым, развивают в своих работах И.А.Зимняя, О.Д.Митрофанова и др. Деятельностный подход к говореншо как объекту обучения означает формирование у обучающегося потребности говорить на иностранном языке как первопричины этой деятельности. В цент­ ре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения - студент с его потребностями, интересами, отношением к содер- 6В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=