Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

русской речи с помощью фоно- и видеозаписей является предме­ том исследования на подготовительных факультетах Кубы. Лингвометодическое обоснование данной системы обучения аудированию на начальном этапе прежде всего связано с опреде­ лением дидактических возможностей фоно- и видеозаписей. Осо­ бенности их организации и восприятия оказывают эффективное влияние на интенсивность формирования и развития умений ауди­ рования в процессе изучения русского языка. Кроме того, они создают необходимую "искусственную иноязычную среду". Применение техники в учебном процессе по существу не от­ личается от ее применения в других областях человеческой дея­ тельности. Оно предполагает повышение "производительности труда" обучающихся и улучшение качества их подготовки. Поэто­ му применение фоно- и видеозаписей служит интенсификации обу­ чения аудированию только в том случае, если оно четко уклады­ вается в рамки учебного процесса, строго согласуется с учеб­ ным планом. Помня, что в наших условиях учащиеся в течение четырех­ пяти недель слышат речь только своего преподавателя, которая не всегда является образцовой, мы считаем целесообразным вклю­ чить в этот период интенсивную практику аудирования с помощью фонозаписей. Программа тренировки слушания должна быть состав­ лена с учетом объединения лабораторной и аудиторной работы студента (в аудитории предполагается интенсивное использова­ ние магнитофона). . Такой подход к обучению аудированию должен в кратчайший срок обеспечить развитие у студентов в первую очередь речево­ го слуха. Данная система обучения предполагает упражнения не членение потока речи, различение и узнавание усвоенных рече­ вых элементов, определение значения слов и их различение в контексте и т.д. На последующих стадиях больший вес приобре­ тают упражнения, направленные на понимание содержания речевых высказываний. Последние подготавливают почву для более сложных операций: выделение главной информации из контекста, понимание с охватом общего содержания и т.п. Упражнения на развитие механизмов аудирования (оператив­ ной памяти, вероятностного прогнозирования, механизма экви­ валентных замен) должны нести особую нэгрузку и использовать­ ся максимально (в зависимости от стадии обучения). Основой . 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=