Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
русской речи с помощью фоно- и видеозаписей является предме том исследования на подготовительных факультетах Кубы. Лингвометодическое обоснование данной системы обучения аудированию на начальном этапе прежде всего связано с опреде лением дидактических возможностей фоно- и видеозаписей. Осо бенности их организации и восприятия оказывают эффективное влияние на интенсивность формирования и развития умений ауди рования в процессе изучения русского языка. Кроме того, они создают необходимую "искусственную иноязычную среду". Применение техники в учебном процессе по существу не от личается от ее применения в других областях человеческой дея тельности. Оно предполагает повышение "производительности труда" обучающихся и улучшение качества их подготовки. Поэто му применение фоно- и видеозаписей служит интенсификации обу чения аудированию только в том случае, если оно четко уклады вается в рамки учебного процесса, строго согласуется с учеб ным планом. Помня, что в наших условиях учащиеся в течение четырех пяти недель слышат речь только своего преподавателя, которая не всегда является образцовой, мы считаем целесообразным вклю чить в этот период интенсивную практику аудирования с помощью фонозаписей. Программа тренировки слушания должна быть состав лена с учетом объединения лабораторной и аудиторной работы студента (в аудитории предполагается интенсивное использова ние магнитофона). . Такой подход к обучению аудированию должен в кратчайший срок обеспечить развитие у студентов в первую очередь речево го слуха. Данная система обучения предполагает упражнения не членение потока речи, различение и узнавание усвоенных рече вых элементов, определение значения слов и их различение в контексте и т.д. На последующих стадиях больший вес приобре тают упражнения, направленные на понимание содержания речевых высказываний. Последние подготавливают почву для более сложных операций: выделение главной информации из контекста, понимание с охватом общего содержания и т.п. Упражнения на развитие механизмов аудирования (оператив ной памяти, вероятностного прогнозирования, механизма экви валентных замен) должны нести особую нэгрузку и использовать ся максимально (в зависимости от стадии обучения). Основой . 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=