Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Раннее введение специальных дисциплин требует быстрого усвоения системы языка и формирования всех основных видов ре­ чевой деятельности. Поэтому с самого начала учебного процесса целесообразно уделять особое внимание развитию механизмов аудирования. Эго необходимо для становления и развития других видов речевой деятельности, в частности, письма (умения запи­ сывать лекции). Недостаточный уровень развития механизмов аудирования (речевой слух, оперативная память, вероятностное прогнозирование, механизм смысловой ориентации) затрудняет процесс восприятия, узнавания и понимания информации. Этим и определяется важность раннего введения работы по формированию механизмов аудирования. Уже в рамках вводно-фонетического кур­ са начинается формирование речевого (фонематического и интона­ ционного) слуха. Как известно, учащиеся, приступая к изучению иностранного языка, уже обладают фонематическим слухом на родном языке. Это­ го нельзя не учитывать. Звуки иностранного языка оказываются неодинаково трудными для восприятия на слух, что зависит от специфики систем данных языков (I). Нельзя не учитывать и ин­ тонацию, которая в каждом языке имеет свои специфические осо­ бенности, и в зависимости от которой меняется смысл выска­ зывания. При аудировании фраза понимается в результате распознава­ ния информативных признаков. Многие методисты считают интона­ цию наиболее информативным признаком, так как она обладает "воспринимаемыми качествами" (2). Овладев интонацией русской речи, учащийся может сегментировать речь на синтаксические блоки, синтагмы, понять связь частей фразы, а следовательно, и раскрыть ее содержание. Основные фонетические трудности при аудировании русской речи возникают у кубинских учащихся прежде всего в связи с отсутствием в испанском языке противопоставления звуков по твердости/мягкости. Особенно ярко выражается такое неразличение когда согласные звуки находятся в конце слога или перед гласны­ ми [ы] , [и] . Так, например, студентам-кубинцам очень трудно различать при слушании такие слоря , как брат - брать, вес - весь, стал - сталь, угол - уголь; был - бил, рады - ради, пил - пыль и т.д. Другой причиной неразличения слов является отсутствие в испанском языке редукции гласных фонем. Часто студенты не 63 '

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=