Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
Раннее введение специальных дисциплин требует быстрого усвоения системы языка и формирования всех основных видов ре чевой деятельности. Поэтому с самого начала учебного процесса целесообразно уделять особое внимание развитию механизмов аудирования. Эго необходимо для становления и развития других видов речевой деятельности, в частности, письма (умения запи сывать лекции). Недостаточный уровень развития механизмов аудирования (речевой слух, оперативная память, вероятностное прогнозирование, механизм смысловой ориентации) затрудняет процесс восприятия, узнавания и понимания информации. Этим и определяется важность раннего введения работы по формированию механизмов аудирования. Уже в рамках вводно-фонетического кур са начинается формирование речевого (фонематического и интона ционного) слуха. Как известно, учащиеся, приступая к изучению иностранного языка, уже обладают фонематическим слухом на родном языке. Это го нельзя не учитывать. Звуки иностранного языка оказываются неодинаково трудными для восприятия на слух, что зависит от специфики систем данных языков (I). Нельзя не учитывать и ин тонацию, которая в каждом языке имеет свои специфические осо бенности, и в зависимости от которой меняется смысл выска зывания. При аудировании фраза понимается в результате распознава ния информативных признаков. Многие методисты считают интона цию наиболее информативным признаком, так как она обладает "воспринимаемыми качествами" (2). Овладев интонацией русской речи, учащийся может сегментировать речь на синтаксические блоки, синтагмы, понять связь частей фразы, а следовательно, и раскрыть ее содержание. Основные фонетические трудности при аудировании русской речи возникают у кубинских учащихся прежде всего в связи с отсутствием в испанском языке противопоставления звуков по твердости/мягкости. Особенно ярко выражается такое неразличение когда согласные звуки находятся в конце слога или перед гласны ми [ы] , [и] . Так, например, студентам-кубинцам очень трудно различать при слушании такие слоря , как брат - брать, вес - весь, стал - сталь, угол - уголь; был - бил, рады - ради, пил - пыль и т.д. Другой причиной неразличения слов является отсутствие в испанском языке редукции гласных фонем. Часто студенты не 63 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=