Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

шого и напряженного труда" (Л.В.Щербя). Обучающее воздействие естественной языковой среды - актуальнейшая проблема современ­ ной методики русского языка как иностранного. Важно таким об­ разом организовать обучение, чтобы обучающее воздействие сре­ ды было управляемы«. Достижение этой цели видится на трех ос­ новных направлениях организации обучения: использовании есте­ ственной коммуникации, педагогизации учебного процесса и орга­ низации самостоятельной работы. Использование естественной коммуникации. Работа студентов- включенников в условиях естественного языкового окружения предполагает сознательное использование преподавателем реаль­ ных стимулов в ситуациях естественной коммуникации. Например, занятия по темам "В гостинице", "В столовой", "На почте", "В магазине" и под. вполне могут быть организованы с максимальным использованием реального языкового окружения, хотя, разумеет­ ся, нужна и аудиторная подготовка к таким занятиям. На ауди­ торные практические занятия выносится также обработка формул речевого этикета. Вместе с тем важнейшей частью занятий по ре­ чевой практике в условиях включенного обучения остается аналив текста как основная форма работы. Педагогизация учебного процесса. Поскольку наши иностран­ ные студенты - это будущие преподаватели русского языка, по­ стольку профессиональная направленность обучения должна соз­ давать дополнительные мотивы к овладению учебно-речевой дея­ тельностью. Если при обучении русскому языку специалистов иностранный язык является для них инструментом расширения про­ фессионального кругозора, то задачей обучения русскому языку будущих филологов-русистов становится воспитание профессио­ нального отношения к языку как объекту их будущей деятель­ ности. Организация самостоятельной работы. В условиях русской советской языковой среды студенты-включенники имеют широкие возможности для консультаций по специальным и собственно язы­ ковым вопросам через словерно-справочную- литературу и путем непосредственного обращения к носителям языка. Это создает дополнительные возможности для естественной мотивации речевой деятельности. Вообще задания по самостоятельной работе, тре­ бующие обращения к справочной литературе или консультаций с носителями языка, могут стать одним из аффективных стимулов 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=