Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
шого и напряженного труда" (Л.В.Щербя). Обучающее воздействие естественной языковой среды - актуальнейшая проблема современ ной методики русского языка как иностранного. Важно таким об разом организовать обучение, чтобы обучающее воздействие сре ды было управляемы«. Достижение этой цели видится на трех ос новных направлениях организации обучения: использовании есте ственной коммуникации, педагогизации учебного процесса и орга низации самостоятельной работы. Использование естественной коммуникации. Работа студентов- включенников в условиях естественного языкового окружения предполагает сознательное использование преподавателем реаль ных стимулов в ситуациях естественной коммуникации. Например, занятия по темам "В гостинице", "В столовой", "На почте", "В магазине" и под. вполне могут быть организованы с максимальным использованием реального языкового окружения, хотя, разумеет ся, нужна и аудиторная подготовка к таким занятиям. На ауди торные практические занятия выносится также обработка формул речевого этикета. Вместе с тем важнейшей частью занятий по ре чевой практике в условиях включенного обучения остается аналив текста как основная форма работы. Педагогизация учебного процесса. Поскольку наши иностран ные студенты - это будущие преподаватели русского языка, по стольку профессиональная направленность обучения должна соз давать дополнительные мотивы к овладению учебно-речевой дея тельностью. Если при обучении русскому языку специалистов иностранный язык является для них инструментом расширения про фессионального кругозора, то задачей обучения русскому языку будущих филологов-русистов становится воспитание профессио нального отношения к языку как объекту их будущей деятель ности. Организация самостоятельной работы. В условиях русской советской языковой среды студенты-включенники имеют широкие возможности для консультаций по специальным и собственно язы ковым вопросам через словерно-справочную- литературу и путем непосредственного обращения к носителям языка. Это создает дополнительные возможности для естественной мотивации речевой деятельности. Вообще задания по самостоятельной работе, тре бующие обращения к справочной литературе или консультаций с носителями языка, могут стать одним из аффективных стимулов 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=