Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

ных стран и провинций, поставлен вопрос о выделении единиц более низкого ранга (13). Однако до. последнего времени, за редким исключением (9), не решался вопрос об антропогенном воздействии на природные комплексы. Воздействие это многопла­ ново, хотя в последнее время в работах исследователей преоб­ ладает выдвижение на первый план отрицательных факторов воз­ действия человека на природную среду. К факторам положитель­ ного порядка следует отнести формирование природной провин­ ции Среднерусской лесостепной и широколиственной возвышеннос­ ти. Нас, однако, особенно интересует воздействие экологичес­ кой ситуации на человека, формирование его образа жизни, пред ставлений и, как следствие этого, - языка. Анализ показывает, что в первобытнообщинном , феодальном обществе несколько со- циалем могли быть распространены в пределах одного экологи­ ческого комплекса. Но, как правило, ни одна социалема не могла покинуть среду своего обитания, не изменив в конечном счете и себя. Это верно и для многих социалем современных стран Азии и Африки. Введение понятия культурно-экологической зоны не подме­ няет собой понятия историко-культурного ареала (7). Отношения между ними аналогичны тем, которые существуют между явлениями синхронии и диахронии. С учением о КсВ также соприкасается круг проблем, связанных с общественно-природными системами (3). Лингвемам присущи диалектически противоположные качест­ ва. С одной стороны, это стремление к экспансии, расширению историко-культурного ареала, к захвату позиций даже в чужих экологических системах. Эго должно повлечь за собой хотя бы частичную ломку собственной системы. Лингвема, обслуживающая социалему, скажем, рыбаков морского побережья, не может, не изменив (обогатив) свой словарный фонд, успешно обслуживать социвлемы жителей лесных районов или скотоводов. Объективно лингвема теряет связь с материнской основой, как только при­ спосабливается к новой культурно-экологической ситуации. В свою очередь, использующая новую лингвему социалема может вы­ ступить сознательным элементом ее преобразования, применяя, к примеру, механизм табуирования, социализации определенных фонем ("картавое" [р] у русского дворянства XIX в., "«пепеля-, вое" [с] , считавшееся признаком учености в средневековом 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=