Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Введение терминов лингвема и соииалеца отнюдь не означа­ ет отрицание нами широко используемых в современном научном обиходе терминов язык, диалект, этнос и т.д. Удобство предло­ женных терминов, как отмечено, - в их приложимости к разным элементам иерархической системы. Говоры, диалекты, языки и другие наименования видов речи - суть лингвемн. Однако гораз­ до чаще последний термин будет применяться нами по отношению к базовым, исходным.видам речи. Социалема, на наш взгляд, уже этноса. В разных этносах могут существовать несколько социалем, обладающих собственны­ ми лингвемами. Известны случаи существования в пределах одно­ го этноса социалем воров, торговцев и т.д., пользующихся сво­ ими лингвемами. Исходя из реально действующей ситуации, выделим лингвемы языка лингала с помощью двух критериев: культурного (этничес­ кие и социальные различия) и экологического (распространение вдоль течения рек). Районы, которые удовлетворяют данным кри­ териям, мы назовем культурно-экологическими зонами (НЭВ). Под культурой мы понимаем здесь "совокупность результатов и процес сов любой социальной деятельности человека", противопоставлен­ ных "ее природе, т.е. совокупность внешних, не зависящих от человека условий его существования. Таким образом, окружающая человека действительность дана в виде природы и культуры" (4). Создаваемые человеком в процессе жизнедеятельности культурные ценности не являются плодом лишь его собственных умственных и физических способностей. Даже гениальное техническое изобрете­ ние, стоящее, на первый взгляд, вне традиций социалемы, к ко-, торой принадлежит изобретатель, объективно отражает и выражает надежды, думы, скрытые тенденции в коллективной психологии этой социалемы. Отсюда понятна и большая устойчивость, которой обладают систем},] культурных ценностей, культурная среда: "... Каковы бы ни были разрушения культуры, - писал В.И.Ле­ нин, - ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя, ее будет трудно возобновить, но никогда никакое разрушение не доведет до того, чтобы эта культура исчезла совершенно. В той или иной своей части, в тех или иных материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновле­ нии" (I). Интересным с точки зрения социального планирования и прогнозирования представляется вопрос о возможных размерах 5«

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=